ББК Ш33(2Рос=Рус)63-8,44 Е. А. Полева Томск, Россия ЧЕЛОВЕК ИЛЛЮЗИЙ И НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ: К ПРОБЛЕМАТИКЕ ПОВЕСТИ О. А. <...> Через изображение типичной российской семьи, выживающей в постсоветское время за счёт «потребления» пенсии парализованного ветерана войны, вскрывается моральный облик человека общества потребления: подчиняясь прагматике существования (достичь благополучия, достатка, социального положения), массовый человек оказывается во власти иллюзий, теряет экзистенциальные цели жизни, этические ориентиры. <...> Стремление выжить, занять место под солнцем провоцирует аморальное потребление, прикрытое мнимыми благими намерениями. <...> Присвоенное право потреблять, использовать другого для достижения своих целей рождает иллюзию собственной значимости; на деле же в обществе потребления все оказываются жертвами, так как все взаимно паразитируют друг на друге. <...> На этом фоне настоящим человеком оказывается не герой (в привычном для соцреалистической парадигмы понимании), а субъект, не желающий оставаться в мнимом бытии, стремящийся к самовольному выходу из неподлинного существования. <...> С другой стороны, в её прозе обнаруживают «сатиру на общество потребления», в сюжетной логике произведений — доказательства, «что реальность существует», демифологизацию, изображение «момента встречи с реальностью» [Кучерская 2005: 155–158]. <...> Фабула «Бессмертного» (2001) — жизнь семьи ветерана Великой отечественной войны Алексея Афанасьевича Харитонова в период, захватывающий время Великой отечественной войны до второй половины 1990-х годов. <...> Советское прошлое членов семьи дано ретроспективно, основные сюжетные линии повести связаны с обстоятельствами и судьбой персонажей в постперестроечной России, «в новом времени, наставшем вдруг…» [Славникова 2008: 12]. <...> Тем не менее, для Славниковой именно «бытие определяет сознание»: возникающие иллюзии и мифы обусловлены взаимоотношениями человека с реальностью <...>