Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Филологический класс  / №2 2016

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (125,00 руб.)

0   0
Первый авторРябухина
Страниц9
ID408422
АннотацияСтатья посвящена описанию стратегии развития текстовой деятельности учащихся старших классов. Установлены различия в понятиях «речевая деятельность» и «текстовая деятельность». На основе анализа содержания понятия «текстовая деятельность» рассматривается возможность продвижения в обучении от текстовосприятия к текстопорождению. Методологической основой разрабатываемой стратегии стали лингвистические труды Ю. А. Караулова, И. Р. Гальперина, Т. М. Дридзе, Н. И. Жинкина, А. С. Штерн, а также методические исследования по вопросам обучения речевой и текстовой деятельности Н. А. Ипполитовой, Т. В. Карих, В. Н. Мещерякова, И. А. Сотовой. Особое внимание уделено пониманию текста, проникновению в его смысл. Представлены продуктивные приёмы развития умений понимания и интерпретации текста: организация предтекстового этапа, воссоздание историко-культурного контекста, выявление видов текстовой информации и способов их языкового выражения, выявление микротем и связей между ними, диалог с текстом, создание вторичного текста. Автор отмечает, что комплекс вопросов и заданий, включающий различные аспекты лингвистического анализа, помогает лучше понять текст и подготовиться к созданию на его основе интерпретационного высказывания. Положительное влияние на формирование оценки правильности понимания текста оказывает сопоставление собственной интерпретации с интерпретацией другого реципиента. Примеры заданий для развития умений понимания и интерпретации текста апробированы на занятиях спецкурса и могут успешно применяться в старших классах.
Рябухина, Е.А. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / Е.А. Рябухина // Филологический класс .— 2016 .— №2 .— С. 17-25 .— URL: https://rucont.ru/efd/408422 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

© Рябухина Е. А., 2016 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ УДК 372.881.161.1'42 ББК Ч426.81-273.2 Е. А. Рябухина Пермь, Россия СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Аннотация. <...> Установлены различия в понятиях «речевая деятельность» и «текстовая деятельность». <...> Методологической основой разрабатываемой стратегии стали лингвистические труды Ю. А. Караулова, И. Р. Гальперина, Т. М. Дридзе, Н. И. Жинкина, А. С. Штерн, а также методические исследования по вопросам обучения речевой и текстовой деятельности Н. А. Ипполитовой, Т. В. Карих, В. Н. Мещерякова, И. А. Сотовой. <...> Представлены продуктивные приёмы развития умений понимания и интерпретации текста: организация предтекстового этапа, воссоздание историко-культурного контекста, выявление видов текстовой информации и способов их языкового выражения, выявление микротем и связей между ними, диалог с текстом, создание вторичного текста. <...> Автор отмечает, что комплекс вопросов и заданий, включающий различные аспекты лингвистического анализа, помогает лучше понять текст и подготовиться к созданию на его основе интерпретационного высказывания. <...> Положительное влияние на формирование оценки правильности понимания текста оказывает сопоставление собственной интерпретации с интерпретацией другого реципиента. <...> Примеры заданий для развития умений понимания и интерпретации текста апробированы на занятиях спецкурса и могут успешно применяться в старших классах. <...> Ключевые слова: текстовая деятельность, вторичная текстовая деятельность, понимание текста, историкокультурный контекст, виды текстовой информации, микротема, аспекты лингвистического анализа, интерпретация текста. <...> Представим некоторые приёмы обучения старшеклассников вторичной текстовой деятельности, соотнося их с результатами исследований в лингвистике и методике преподавания русского языка. <...> Добиваясь от старшеклассников проникновения в смысл текста, мы опираемся на мнение Ю. А. Караулова о возможности <...>