ВНЕ
ШКОЛЬНИК
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
СОДЕРЖАНИЕ
УДК 37.06
ББК 74.104
Журнал издается при поддержке Федерального
агентства по печати и массовым коммуникациям,
ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» Минобрнауки РФ.
Журнал входит в систему Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) на платформе
elibrary.ru
Главный редактор – М.Н. Поволяева
Зам. главного редактора – И.Н. Попова
Ответственный секретарь – И.М. Дубовик
Редакционный совет: В.Б. Белявский,
В.А. Березина, В.П. Голованов, Д.В. Григорьев,
И.Д. Демакова, Х.Т. Загладина, С.Г. Косарецкий,
Б.В. Куприянов, А.А. Попов,
Т.В. Потемкина, Н.Л. Селиванова.
Региональные эксперты: В.П. Абраухова
(Ростов-на-Дону), Л.Н. Буйлова (Москва),
А.В. Гаврилин (Владимир), А.В. Золотарева
(Ярославль), А.В. Кисляков (Челябинск),
З.А. Ларченкова (Калининград), Э.В. Марзоева
(Владивосток), С.В. Сальцева (Оренбург),
Л.А. Семюк (Республика Башкортостан),
Л.А. Турик (Таганрог).
Редакция:
Компьютерная верстка и дизайн – А.М. Дубовик
Отдел подписки и реализации – Н.В. Фоменко
Использование любых информационных
и иллюстрационных материалов журнала
возможно только с письменного разрешения
редакции.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Мнение редакции может не совпадать с мнением
автора.
© Все права на публикуемые текстовые и графические
материалы защищены.
Распространяется в Российской Федерации,
странах СНГ и за рубежом.
Подписной индекс в каталоге ОАО Агентства
«Роспечать» – 47323
Журнал зарегистрирован в комитете РФ по
печати. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС
77-32335 от 09.06.08г.
Адрес для писем: 111116 Москва, а/я 43
Тел. / факс: (495) 902-00-74 (гл. ред.).
Интернет-сайт: www.vneshkolnik.su
Электронная почта: vneshkolnik2015@mail.ru
Подписано в печать 25.01.2015 г.
Формат 60х88/8.
Печать офсетная.
Тир. 1300 экз.
Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография
№1».
428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15
СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ...................................................................2
ОПЕРАТИВНО И ДОСТОВЕРНО
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (извлечения) ..4
В Минобрнауки России создан Совет по открытому онлайн-образованию .........5
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Открытое образование: участники форума «открытые инновации» представили
модель образования будущего ...................................................................................6
XIV Рождественский фестиваль цифровых интерактивных инсталляций ...........8
Загладина Х.Т. Итоги I Всероссийского съезда педагогов дополнительного образования
детей .............................................................................................................10
НАУКА – ПЕДАГОГУ-ПРАКТИКУ
Попов А.А. Об открытом образовании ...................................................................14
Ефимов В.С. Становление открытого образования: смысл и задачи (онтологические
заметки) .............................................................................................................20
Попов А.А., Ермаков С.В. Территориальная специфика открытого дополнительного
образования .......................................................................................................23
Глухов П.П. Образование будущего: освоение планет ..........................................27
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Назарова И.Г., Конева О.Л., Неткач А.С. Детско-Взрослая Академия как опыт
открытого образования .............................................................................................35
Костяева Н.А., Кузнецова Е.В. Создание условий для активного внедрения проектной
технологии в воспитательно-образовательный процесс УДОД ...............42
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Давлятшина О.В. Внеурочная деятельность учащихся в рамках реализации
ФГОС как средство профессионально-личностного развития педагога ............48
Ребенок Г.И., Лазарева ЕА. Внеурочная деятельность школьников в учреждении
дополнительного образования детей в условиях введения ФГОС .......................51
Борисенко Е.С. Деятельность детского объединения «ВЯЗУНЧИКИ» в социальной
сети ВКонтакте ..................................................................................................54
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Поволяева М.Н., Попова И.Н., Дубовик И.М. Неформальное образование как
феномен образовательного пространства современной России ...........................56
Гатилова А.Ю. Деятельность библиотеки МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
г. Курска в условиях сетевого взаимодействия ...........................................59
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ
Куликов В.Ф. Юбилей Станции детского и юношеского туризма и экскурсий
города Норильска ......................................................................................................62
60-летие Республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения
(РЦДЮТК) Минобразования и науки Республики Дагестан................................64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мощенская Л.А. Аппликация из бумаги «Зимний сад» ...........................................I
Егорова М.В. Кто пойдет в поход? ..........................................................................VI
Второй Всероссийский конкурс программ и методических материалов организации
отдыха и оздоровления детей и молодежи .................................................... XII
Всероссийская школа инструкторов туризма – 2015 .........................................XVII
Стр.1
2 СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Позвольте всех Вас поздравить с
Новым 2015 годом! Здоровья, успехов,
веры в себя и в детей, новых творческих
идей и достижений, добра и благополучия!
Подводя
итоги уходящего года, редакция
журнала отмечает особое событие,
произошедшее в системе дополнительного
образования детей в сентябре
2014 года – принятие и утверждение новой
Концепции развития дополнительного
образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014
года № 1726-р). Этот документ очерчивает
перспективы и приоритетные
вопросы развития данной сферы как
одного из стратегических направлений
современного российского образования.
Наш журнал является настоящей
платформой обсуждения инновационных
идей и дискуссионных аспектов, захватывающих своим вниманием широкий
круг педагогов: от студентов, воспитателей, педагогов дополнительного образования
до успешных руководителей, знающих цену достоверной и своевременной
информации, заинтересованных в планомерном расширении профессиональных
контактов.
Вступая в Новый 2015 год, мы с удовольствием отмечаем этот год как год
95-летия нашего журнала, который был основан в 1919 году как информационно-методическое
издание для педагогических работников и направлен на освещение
актуальных направлений социализации, воспитания и дополнительного
образования подрастающего поколения.
В настоящее время журнал «Внешкольник» и его приложения «Бюллетень»,
«Библиотечка» и «Дополнительные образовательные программы» издается при поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ и ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» Минобрнауки РФ. С января 2014
года журнал зарегистрирован в научной электронной библиотеке Российской Федерации
и является изданием, имеющим индекс научного цитирования (РИНЦ). Это
позволило значительно расширить круг наших читателей.
Сегодня наш журнал распространяется по подписке и пользуется неизменным
спросом и популярностью во всех регионах России, странах СНГ, Балтии, за рубежом.
ВНЕШКОЛЬНИК
Стр.2
№1 (163) / 2015 • СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
На страницах журнала и его приложений публикуются материалы, направленные
на решение современных проблем воспитания; результаты научных исследований,
раскрывающие суть инновационных процессов в области дополнительного
образования; представляется актуальный педагогический опыт практиков, педагогов
и психологов; освещается деятельность некоммерческих организаций в сфере социально-педагогической
деятельности, здоровье сбережения, общественного самоуправления.
Сегодня
в фокусе внимания «Внешкольника» серия широко востребованных
информационных проектов:
1) проект «Управляем инновациями: рекомендации эффективному руководителю
УДОД» направлен на обсуждение вопросов законодательной и нормативной
базы, экономики дополнительного образования, педагогического менеджмента;
2) проект «Методический портфолио» отражает развитие содержания дополнительного
образования, его программно-технологическое обеспечение, а также решение
проблем повышения квалификации специалистов системы дополнительного
образования;
3) проект «Хрустальный ключ» ориентирован на презентацию и тиражирование
авангардного опыта победителей и финалистов Всероссийских конкурсов в системе
дополнительного образования, в том числе традиционного конкурса педагогов
дополнительного образования «Сердце отдаю детям», где освещаются методические
находки и рекомендации;
4) проект «Неформальное образование: pro et contra» раскрывает процессы развития
вариативных форм дополнительного образования, отечественный и зарубежный
опыт реализации неформального образования;
5) проект «Внеурочная деятельность: есть идея!» позволяет ознакомиться с методическими
рекомендациями по организации внеурочной деятельности, познакомиться
с эффективным региональным опытом.
В каждом номере журнала - информация о «горячих» событиях в пространстве
дополнительного и неформального образования: конкурсах, заочных научно-практических
конференциях, привлекательных образовательных туристических маршрутах
для обучающихся и их родителей, руководителей и педагогов дополнительного образования.
Наши
издания заслужили признание не только среди коллег, педагогов, но, что
самое главное, они нравятся детям и родителям. Именно это мы считаем лучшим
признанием, качества нашей работы!
Приглашаем всех к активному сотрудничеству и продуктивному диалогу в развитии
дополнительного образования детей как открытого, актуального, мотивирующего,
вариативного, неформального.
До новых встреч на страницах «Внешкольника» в 2015 году!
3
Главные редактор,
д.п.н., профессор
ВНЕШКОЛЬНИК
Поволяева М.Н.
Стр.3