Санкт-Петербургский государственный институт
психологии и социальной работы
Научно-практический журнал издается с 2001 года
2011
ВЫПУСК 1
ТОМ 15
Санкт-Петербург
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
И Н С Т И Т У Т А П С И Х О Л О Г И И И С О Ц И А Л Ь Н О Й РА Б О Т Ы
Редакционная коллегия:
Главный редактор:
ПЛАТОНОВ Ю. П.
– д. пс. н., профессор, Заслуженный работник высшей школы,
ректор СПбГИПСР, зав. кафедрой прикладной социальной
и организационной психологии
Ответственные редакторы:
ГИНЕЦИНСКИЙ В. И. <...> ЯКОВЛЕВА И. В.
– к. филос. н., доцент кафедры философии, культурологии
и иностранных языков
– к. пс. н., доцент, декан факультета прикладной психологии
– к. п. н., доцент, декан факультета психолого-социальной
работы
– д. пс. н., профессор, зав. кафедрой психологии здоровья
и развития
– к. пс. н., доцент, зав. кафедрой общей и дифференциальной
психологии
Секретарь редакционной коллегии:
БОГДАНОВА Н. В.
– к. фил. н., доцент кафедры философии, культурологии
и иностранных языков
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. <...> Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-27499 от 14 марта 2007 г.
ISSN 1993-8101
Подписной индекс: 19304
© Санкт-Петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР), 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Лебедева С. С. <...> ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: РОССИЙСКИЙ
И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / INFORMATIZATION IN SOCIAL WORK:
THE RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE . <...> ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ 13–15 ЛЕТ
И ЕГО КОРРЕКЦИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ
СВЯЗИ / PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF 13–15 YEAR OLD STUDENTS
AND ITS CORRECTION BY THE METHOD OF BIOFEEDBACK . <...> ПСИХОГЕННАЯ ДЕПРЕССИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С РАННИМИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ «МАТЬ–ДИТЯ» / PSYCHOGENOUS DEPRESSION
AND IT’S LINK WITH THE EARLY MOTHER–CHILD RELATIONS . <...> ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ТЕЛА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ
КАК О ЖЕЛАННОМ ИЛИ НЕЖЕЛАННОМ РЕБЕНКЕ У ЖЕНЩИН /
THE <...>
Учёные_записки_Санкт-Петербургского_государственного_института_психологии_и_социальной_работы_№1_(15)_2011.pdf
Санкт-Петербургский государственный институт
психологии и социальной работы
Научно-практический журнал издается с 2001 года
2011
ВЫПУСК 1
ТОМ 15
Санкт-Петербург
Стр.1
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Редакционная коллегия:
Главный редактор:
ПЛАТОНОВ Ю. П.
Ответственные редакторы:
ГИНЕЦИНСКИЙ В. И. – д. п. н., профессор, зав. кафедрой педагогической
антропологии, гендерологии и фамилистики
КУЛГАНОВ В. А.
ПЛАТОНОВА Н. М.
– д. мед. н., профессор, проректор по научной работе
– д. п. н., профессор, зав. кафедрой теории и технологии
социальной работы
Члены редакционной коллегии:
ГАЛУШКО В. Г.
ДУДЧЕНКО З. Ф.
ЛЕЗОВА Л. В.
НИКИФОРОВ Г. С.
ЯКОВЛЕВА И. В.
– к. филос. н., доцент кафедры философии, культурологии
и иностранных языков
– к. пс. н., доцент, декан факультета прикладной психологии
– к. п. н., доцент, декан факультета психолого-социальной
работы
– д. пс. н., профессор, зав. кафедрой психологии здоровья
и развития
– к. пс. н., доцент, зав. кафедрой общей и дифференциальной
психологии
Секретарь редакционной коллегии:
БОГДАНОВА Н. В.
– к. фил. н., доцент кафедры философии, культурологии
и иностранных языков
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-27499 от 14 марта 2007 г.
– д. пс. н., профессор, Заслуженный работник высшей школы,
ректор СПбГИПСР, зав. кафедрой прикладной социальной
и организационной психологии
ISSN 1993-8101
Подписной индекс: 19304
© Санкт-Петербургский государственный
институт психологии и социальной работы
(СПбГИПСР), 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Лебедева С. С. / Lebedeva S.
АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ / SOCIO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
OF SOCIAL WORK WITH DISABLED PEOPLE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Астэр И. В., Кучукова Н. Ю. / Aster I., Kuchukova N.
ПРАВОСЛАВНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ /
THE ORTHODOX CHURCH MODEL OF SOCIAL WORK WITH A FAMILY
AND CHILDREN . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Гасумова С. Е. / Gasumova S.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: РОССИЙСКИЙ
И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / INFORMATIZATION IN SOCIAL WORK:
THE RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Пронин А. А. / Pronin A.
СИРОТСТВО: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ / ORPHANHOOD:
THE WAY OF PROBLEM SOLVING . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Кострикин А. В. / Kostrikin A.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ / MODELING OF YOUTH ASSOCIATIONS ACTIVITY . . . . . . . . . . . . . . . 29
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Кулганов В. А., Митяева Л. В. / Kulganov V., Mitiaeva L.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ 13–15 ЛЕТ
И ЕГО КОРРЕКЦИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ
СВЯЗИ / PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF 13–15 YEAR OLD STUDENTS
AND ITS CORRECTION BY THE METHOD OF BIOFEEDBACK . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Бакирова Г. Х. / Bakirova G.
ПСИХОГЕННАЯ ДЕПРЕССИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С РАННИМИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ «МАТЬ–ДИТЯ» / PSYCHOGENOUS DEPRESSION
AND IT’S LINK WITH THE EARLY MOTHER–CHILD RELATIONS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Маргошина И. Ю. / Margoshina I.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА ТЕЛА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ
КАК О ЖЕЛАННОМ ИЛИ НЕЖЕЛАННОМ РЕБЕНКЕ У ЖЕНЩИН /
THE RELATIONSHIP OF BODY IMAGE AND PERCEPTION OF THEMSELVES
AS WANTED OR REJECTED CHILDREN IN WOMEN . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
3
Стр.3
Мусина В. П. / Musina V.
МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
С НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ / A PSYСHO-SOCIAL TECHNOLOGY
OF SUPPORT FOR ADULTS WITH NICOTINE ADDICTION . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Пономарева И. М. / Ponomareva I.
РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ /
DIFFERENT ASPECTS OF THE MENTAL TRAUMA MANIFESTATION . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Раскин В. Н. / Raskin V.
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА ПЕРЕГОВОРОВ («ПРИТЧА
О ВОСЕМНАДЦАТОМ ВЕРБЛЮДЕ, ИЛИ КАК СОПЕРНИКАМ СТАТЬ
ПАРТНЕРАМИ») / THE EXPERIENCE OF CONDUCTING NEGOTIATION
TRAINING («THE STORY OF THE EIGHTEENTH CAMEL
OR HOW OPPONENTS MAY BECOME PARTNERS») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Ясюкова Л. А., Белавина О. В. / Yasyukova L., Belavina O.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / AGE-SPECIFIC FEATURES
OF DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN’S SOCIAL INTELLIGENCE . . . . . . . . . . . . . . 74
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
Безух С. М. / Bezukh S.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ /
REPRODUCTIVE HEALTH IN TEENAGER — PRESENT-DAY ITEMS . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Дудченко З. Ф. / Dudchenko Z.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ / MAINTENANCE OF THE HEALTHY
WAY OF LIFE AT THE STATE LEVEL . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Шерьязданова Х. Т. / Sheryazdanova H.
ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО
КУРСА «САМОПОЗНАНИЕ» В ПРАКТИКУ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ /
TECHNOLOGY OF INTRODUCING AN INNOVATIVE COURSE
«SELF-KNOWLEDGE» TO THE PRACTICE OF HIGHER EDUCATION . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Аралбаева Р. К. / Aralbaeva R.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ / THEORETICO-METHODOLOGICAL
COMPREHENSION OF THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN SOCIETY . . . . . . . . . . . . . 97
4
Стр.4
Грицай Л. А. / Grisay L.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
С «ТРУДНЫМИ» ШКОЛЬНИКАМИ / THE SOCIO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY
OF INTERACTION BETWEEN SCHOOL AND FAMILIES
IN EDUCATIONAL WORK WITH DEVIANT PUPILS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Иваненков С. П. / Ivanenkov S.
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
(ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) /
PURPOSEFULNESS OF THE YOUTH OF LENINGRAD REGION
(BASED ON THE SOCIOLOGICAL RESEARCH) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Судакова Г. Г. / Sudakova G.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА
К НОВОМУ КАЧЕСТВУ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА: КАЗАХСТАНСКО-ГЕРМАНСКИЙ
ОПЫТ / THE METHODOLOGICAL BASIS OF THE CONCEPT TRANSITION
TO NEW QULITY OF THE INTERNATIONAL SOCIAL-HUMANITARIAN
COOPERATION: THE KAZAKHSTAN-GERMANY EXPERIENCE . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Тужба Э. Н. / Tuzhba E.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ: ОСНОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ /
GLOBALIZATION OF CULTURE: THE BASIC MEASUREMENTS
AND IMPLICATIONS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
Серов Н. В. / Serov N.
ХРОМАТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОКРАТИЗМА / CHROMATIC STUDYING
TECHNICALLITY LOGIC . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
АСПИРАНТСКИЙ СЕМИНАР
Карташова Т. Е. / Kartashova T.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ /
SOCIO-PSYCHOLOGICAL STUDY OF MARRIAGE AND FAMILY SYSTEMS
OF TODAY’S YOUTH . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
5
Стр.5
Кабылинский Б. В. / Kabylinskiy B.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ ВСЕОБЩЕГО
БЛАГОСОСТОЯНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФИНЛЯНДИИ) / SOCIAL WORK IN A MODERN
WELFARE STATE (ON THE EXAMPLE OF FINLAND) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
НАШИ ГОСТИ
Реммель-Фасбендер Р., Мисслер П. / Remmel-Fassbender R., Missler P.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В РОССИИ — МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНЫМИ
КОНЦЕПЦИЯМИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ /
SOCIAL WORK IN RUSSIA — BETWEEN NATIONAL CONCEPTS
AND INTERNATIONAL GOALS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Агеев В. В. / Ageyev V.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ /
HUMAN ACTIVITY AS A PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SCIENCE . . . . . . . . . . . . . . . 146
Дробот О. В. / Drobot O.
АКТИВНОСТЬ КАК СВОЙСТВО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ /
ACTIVITY AS A TRAIT OF ADMINISTRATIVE CONSCIOUSNESS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Долговых В. В. / Dolgovih V.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ /
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS . . . . . . . . . . . . 157
Сапаргалиева А. Ж. / Sapargaliyeva A.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / SPIRITUAL-MORAL
DEVELOPMENT OF A PERSON . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
Стр.6