Содержание
Тарасова Н.В., Кулаков А.Е. Современные
тенденции мировой образовательной системы . . . . . . . . .3
Сидоров Н.Р. Образование как социальная
система и сфера социальной практики. . . . . . . . . . . . . . .13
Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Развитие
или регресс? Трансформации российского
образования глазами профессионального
сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Корнетов Г.Б. Создание школ-лабораторий
на базе общественно-активных школ . . . . . . . . . . . . . . . .37
Писарева Л.И. Формирование современной
системы непрерывного образования в Германии. . . . . . .51
Кларин М.В. Дискуссия в обучении:
живая и виртуальная. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
Долгая О.И. Образовательные программы
как основа вариативности в обучении:
опыт Чешской Республики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
Медкова Е.С. Технология выведения образного
алгоритма художника на основе контент-анализа . . . . .86
Зарегистрирован
Комитетом Российской
Федерации по печати.
Свидетельство
о регистрации средства
массовой информации
№ 013973 от 31 июля 1995 г.
Аксёнова Э.А. Шведская модель профессионального
становления школьной молодёжи . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Никифоров Г.Г. Эмпирическая база
совершенствования примерной программы
по физике для основной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116
Клепиков В.Н. Развитие пластического
мышления школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .127
Магич Е.А., Скулачёв А.А. Образовательный
квест и как его создать. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
Научно-практический журнал
Стр.1
Экспертный совет
Бершадский М.Е.,
кандидат
педагогических наук
Богданова Д.А.,
кандидат
педагогических наук
Гузеев В.В.,
доктор
педагогических наук
Кушнир А.М.,
кандидат
психологических наук
Обухов А.С.,
кандидат
психологических наук
Остапенко А.А.,
доктор
педагогических наук
Прутченков А.С.,
доктор
педагогических наук
Родионов М.А.
доктор
педагогических наук
Главный редактор
Алексей Кушнир
Редакторы
Елена Лосевская,
Евгений Пятаков
Ответственный
секретарь
Светлана Лячина
Корректор
Татьяна Денисьева
Вёрстка
Галина Нефёдова
© Все права на тексты
принадлежат авторам.
Перепечатка
и копирование материалов
журнала возможны
с согласия автора
в письменной форме
© Школьные
технологии, 2015
Издательский дом
«Народное
образование»,
НИИ школьных
технологий.
109341, Москва,
ул. Люблинская, д. 157,
корп. 2.
Тел.: (495) 3455900
Email:
kushnir@narodnoe.org
Издаётся при участии Издательского дома «Народное образование»,
Научноисследовательского института школьных технологий, Москва.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Ответственность за фактическое содержание материалов несёт автор.
Ответственность за соблюдение прав третьих лиц несёт автор.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Продажа:
ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Многоканальный тел./факс: (495) 345-52-00. Email: market@narodnoe.org
Горбунова О.В., Иванова О.А. Грамотное применение
тестового задания — основа эффективного процесса
обучения в российской школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
Духновский С.В. Методики комплексной диагностики
межличностных отношений субъектов образовательного
процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
Баданова Н.М., Баданов А.Г. Интерактивные
презентации на уроке и за его пределами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142
Уважаемые коллеги!
Мы при ни ма ем к пе ча ти ма те ри а лы, от ве ча ю щие про фи лю жур на ла,
не пуб ли ко вав ши е ся ра нее в дру гих от рас ле вых из да ни ях.
Объ ём пре до став ля е мо го ма те ри а ла (вклю чая сно с ки, таб ли цы
и ри сун ки) не дол жен пре вы шать 40 ты сяч зна ков с про бе ла ми.
Фо то гра фии и гра фи че с кие ри сун ки к ста ть ям при сы ла ют ся в форма
те jpg, tif с раз ре ше ни ем от 300 dpi. Ссыл ки на ли те ра ту ру де ла ются
в тек с те пу тём по ст ра нич ных сно сок на рус ском и ан г лий ском
язы ках.
Ста тья долж на со про вож дать ся ан но та ци ей на русском и
английском языках, а также выборкой ключевых слов. В вы ходных
дан ных ста тьи ука зы вают ся имя, от че ст во и фа ми лия ав то ра/
ав то ров пол но стью, крат кие све де ния (учё ная сте пень, зва ние,
ме с то ра бо ты, долж ность), а так же кон такт ные те ле фо ны, поч товый
ад рес с ин дек сом и email. Ма те ри а лы для пуб ли ка ции представ
ля ют ся в эле к трон ном ви де. Рас смо т ре ние ма те ри а лов су щест
вен но ус ко рит ся при на ли чии двух ре цен зий спе ци а ли с тов,
из ве ст ных в со от вет ст ву ю щей об ла с ти зна ний. Пла та за пуб ли кацию
не взи ма ет ся.
Стр.2
Современные тенденции мировой
образовательной системы
Наталья Владимировна Тарасова,
руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного
образования ФИРО, кандидат педагогических наук, доцент
Андрей Евгеньевич Кулаков,
старший научный сотрудник лаборатории истории и общественных дисциплин
Института общего образования Министерства образования РФ, преподаватель
Московского института «Открытое образование», aekulakov@gmail.com
• мировое образовательное пространство • ценностные ориентиры • тенденции развития
образования • международное сотрудничество в области образования • диверсификация
и интернационализация образования • образовательная политика •
Возникновение мирового образовательного
пространства — сложный, неравномерный,
многоуровневый процесс количественных
и качественных преобразований, базирующихся
на поиске единства в подходах, целеполагании,
в содержании образования,
в терминологии, категориях и стандартах,
в оценке результатов и прочее в глобальном
геополитическом масштабе.
Мировое образовательное пространство изначально
содержало внутренние противоречия,
так как являлось системой, объединяющей
большое число национальных образовательных
систем, различных по своим философским
и культурным традициям, по
целям и задачам, а также по своему качественному
состоянию. Структура мирового
образовательного пространства состоит из
компонентов — образовательных структур
групп стран, отдельных государств, регионов,
которые могут сами рассматриваться
как системы1.
В целом, в основу мировой системы были
положены ценностные ориентиры, выработанные
в основном в рамках европейской
цивилизации:
• демократизация, то есть доступность всех
видов образования для любых граждан;
ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1’2015
• гуманизация как ориентация образовательной
системы и всего образовательного
процесса на развитие и становление отношений
взаимного уважения учащихся и педагогов,
основанного на уважении прав
и свобод каждого человека;
• идея непрерывности образования, которая
означает процесс постоянного образования-самообразования
человека в течение
всей жизнедеятельности в связи с быстро
меняющимися условиями жизни в современном
обществе.
Кроме этих ориентиров-принципов в литературе
выделяются следующие:
• гуманитаризация, то есть ориентация на
такое содержание образования, которое
позволяет с готовностью решать главные
социальные проблемы на благо и во имя человека,
свободно общаться с людьми, знать
родной язык, историю и культуру, владеть
иностранными языками, быть экономически
и юридически грамотным человеком;
• дифференциация
— удовлетворение
и развитие интересов,
склонностей
и способностей
1 Мясников В. А. Нужна ли глобализация
в образовании? // Глобализация и образование
в современном мире: Матер. междунар.
конф. М.: ИТИП, 2009.
3
Стр.3