Создание школ-лабораторий на базе общественно-активных школ Григорий Борисович Корнетов, профессор, заведующий кафедрой педагогики Академии социального управления, доктор педагогических наук • общественно-активная школа • школа-лаборатория • взаимодействие школы и местного сообщества • школа как обучающаяся организация • пятая дисциплина • Развитие движения общественно-активных школ в России Российская общественно-активная школа (ОАШ) как особый образовательный и социально-педагогический феномен возник в 1996–1997 гг. в Сибири. <...> На всероссийском портале общественно-активных школ, созданном в 2006 г., ведётся работа над формированием базы данных образовательных учреждений России, реализующих в своей деятельности модель ОАШ и являющихся участниками движения ОАШ. <...> Движение communityschool во многом опиралось на идеи самого влиятельного деятеля образования прошедшего столетия — Джона Дьюи (1859– 1952) о школе, строящей свою образовательную деятельность на основе «обучения деланием» и опирающейся в ней на жизШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1’2015 ненный опыт учащихся, а также являющейся прообразом демократической общины и самым активным образом взаимодействующей с местным сообществом. <...> Идеология community-school базируется на понимании школы как важнейшего центра жизни сообщества, являющейся ресурсом его развития и одновременно опирающейся в своём развитии на разнообразные ресурсы местного сообщества. <...> Важно особо подчеркнуть, что модель ОАШ практически в полном объёме вписывается в концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. <...> В рамках этого проекта ОАШ стала рассматривать преимущественно в логике концепции демократической педагогики, впервые в нашей стране сформулированной в развёрнутом виде именно применительно к анализу феноме1 Альманах «Общественно-активные школы в России: опыт, проблемы, перспективы»: сборник материалов / ред-сост. <...> Внедрение <...>