Формирование современной системы непрерывного образования в Германии Людмила Ивановна Писарева, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования педагогики и образования в зарубежных странах Института теории и истории педагогики РАО, кандидат педагогических наук, pisareva-l@list.ru • кризис системы образования • непрерывное образование • национальные условия • реформа образования • трансформация • программа ЕС • проблемы развития • Вступление современного общества в эпоху постиндустриального развития на рубеже ХХ–ХХI вв. обусловило переход образования на новую педагогическую парадигму, провозгласившую приоритет системы «образования в течение всей жизни» вместо системы «образования на всю жизнь», признанной единственным средством адаптации человека к изменяющейся среде обитания и сохранения идентичности человека. <...> Для создания системы непрерывного образования в Европе нужна была чётко разработанная стратегия развития национального образования, учитывающая все факторы влияния на жизнь индивида, общества, страны в целом, экономики, современных инфраструктур, новых технологий, рынка труда. <...> Политики стран Европейского союза взялись совместно решать фактически общие проблемы, что предопределило направленность и содержание деятельности различных международных организаций, виды теоретической, финансовой, консультативной и практической помощи европейским странам-участницам и странам-партнёрам при реализации ими национальных проектов. <...> Обосновывались её цели и задачи, основные критерии и принципы европейской образоШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1’2015 вательной политики, уточнялись формулировки таких понятий, как «образование», «непрерывное образование», «образование в течение всей жизни», а с учётом новых требований социума вносились соответствующие изменения, дополнения и рекомендации. <...> Это была работа над программой-максимумом, предложенная в качестве ориентира или вектора <...>