Образовательные программы как основа вариативности в обучении: опыт Чешской Республики Оксана Игоревна Долгая, ведущий научный сотрудник, заведующая аспирантурой Института теории и истории педагогики РАО, кандидат педагогических наук, o-dolgaya@yandex.ru • образовательные программы • сравнительная педагогика • чешское образование • основное образование • вариативность образования • содержание образования • стандартизация образования • ключевые компетенции • К концу 80-х годов процессы демократизации и либерализации, захватившие чехословацкое общество, нашли своё отражение и в образовании. <...> К 1989 году в чешском обществе и научно-педагогической среде сформировалась уверенность в том, что существовавшие на протяжении последних десятилетий роль и влияние государства на организацию и содержание образования слишком сильны и в отдельных случаях доведены до крайности. <...> Основные нормативные документы, учебные планы и базирующиеся на них учебные программы единообразны и для всех устанавливали и регулировали всяческие аспекты обучения, работы школ и каждого учителя. <...> Таким образом, исключались педагогические инновации, разнообразие содержания обучения, индивидуальный подход к учащимся и творческая работа учителя. <...> 78 Начавшийся в 90-е годы ХХ века процесс реформирования чешского образования взял курс на либерализацию образования во всех направлениях, в том числе, на ликвидацию единообразия в содержании образования. <...> Первым шагом в этом направлении стало принятие школьного закона 1990 года1, когда школы получили право формулировать и реализовывать собственную стратегию развития образовательных предложений, приспосабливать содержание образования к определённо составленной педагогической документации. <...> Стали более свободными учебные планы (появилась возможность корректировать их в пределах 10%, а содержание учебных программ — на 30%, что уже давало возможность вводить региональный и местный <...>