Шведская модель профессионального становления школьной молодёжи Эльвира Айсеновна Аксёнова, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ ИСТО РАН, доктор педагогических наук, e-mail: axelv722@yandex.ru • школьные реформы • массовая школа • демократические принципы образования • Уно Цигнерус • уроки труда • Швеция первой из развитых западноевропейских стран вышла на путь значительных радикальных школьных реформ. <...> По оценкам специалистов, Швеция всегда считалась законодателем прогрессивного реформирования образования. <...> Тратя 6,7% валового внутреннего продукта на образование (для сравнения: США — 6,6%, Германия — 5,8%, Великобритания — 5,3%, Франция — 6,2%, Россия — 3,6%) и достигнув соотношения «ученик — учитель» 12:1, государство никогда не сомневалось в правильности такого подхода. <...> Начиная с 1971 года, шведская обязательная школа и гимназия составляют единую систему общего и среднего профессионального образования (шведская обязательная общеобразовательная школа называет ся «младшая средняя школа» — lower/basic secondary school, а гимназия — «старшая средняя школа» — upper secondary school). <...> Нынешняя шведская общеобразовательная школа создавалась в 1960-е годы, в период всеобщего увлечения идеями равенства. <...> И шведской школе в значительной мере удаётся реализовать соответствующие реформы. <...> Во второй половине 1980 — начале 1990-х годов в Швеции действовали государственные комиссии, на основании пред108 ложений которых последовали дальнейшие реформы общеобразовательной школы. <...> Поэтому лишь менее 1% шведских родителей предпочитают посылать своих детей в частные школы. <...> Реформы системы школьного образования позволили увеличить сроки обязательного обучения, охватить уже к началу 1970-х гг. обязательным образованием 100% детей соответствующего возраста, значительно увеличить число поступающих в гимназии. <...> К концу ХХ века каждый пятый швед в возрасте 16–64 лет имел образование в объёме девятилетней основной школы. <...> Системе образования Швеции <...>