МАСТЕР И МАРГАРИТА
(О СМЫСЛЕ РИТМИЧЕСКИХ ПОВТОРОВ)
© 2004 Е.А. Иваньшина
Воронежский государственный педагогический университет
Воланд появляется в романе как иностранец:
он одет по-заграничному (в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях1),
говорит с иностранным акцентом (но не коверкая
слов), соглашается на немца (Да, пожалуй, немец). <...> Кто такой Мефистофель,
объяснять не надо, но Воланд и Мефистофель не одно и то же, к немецкому чёрту он имеет такое же отношение, как Берлиоз к своему знаменитому тёзке-французу. <...> Примерно то же говорит Иешуа о Марке Крысобое (Если бы с ним
поговорить, вдруг мечтательно сказал арестант, я уверен, что он резко изменился бы). <...> 2004, № 1
17
.. костюмах) в романе выступают несколько героев: это Воланд (в дорогом сером костюме), Берлиоз (в серенькой летней паре) и мастер (купивший на выигранные деньги прекрасный серый
костюм). <...> Такими непрописанными оказываются
Воланд (как жилец чужой квартиры), Маргарита
(как незаконная жена мастера) и мастер (как писатель без удостоверения). <...> Профессии в Мастере и Маргарите имеют тенденцию
образовывать синонимические ряды, пересекающиеся за сценой, в области подтекста: историк, маг и артист (Воланд); философ и врач
(Иешуа); писатель и композитор (Берлиоз); врач
и композитор (Стравинский); историк, переводчик и писатель (мастер); поэт и сотрудник Института истории и философии (Иван). <...> Полиглотизм один из таких обменных признаков: он атрибутирован Иешуа и Пилату, Воланду и мастеру, а в общем имеет отношение к культуре, которая сопоставима с вавилонской башней. <...> Такие слова исходят из уст Иешуа, которого Пилат хочет
оправдать как душевнобольного, хотя в разговоре с ним признаёт, что тот не похож на слабоумного. <...> Центральная оппозиция
текста, обозначенная в начале первой строфы,
содержит в себе женский компонент:
Да, я поэт трагической забавы,
А все же жизнь смертельно хороша,
Как будто женщина с линейными руками,
А не тлетворный куб из меди и стекла <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Филология._Журналистика._№1_2004.pdf
№1, 2004 г. | ФИЛОЛОГИЯ, ЖУРНАЛИСТИКА
СОДЕРЖАНИЕ:
ФИЛОЛОГИЯ:
• Н.Н. Афанасьева
ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РАННЕГО НАБОКОВА
• Е.Г. Белоусова
ПРИНЦИП "СДВИГА" КАК СТИЛЕВАЯ ДОМИНАНТА "ЗАЩИТЫ ЛУЖИНА"
В.НАБОКОВА
• Н.В. Живолупова
ИСПОВЕДЬ АНТИГЕРОЯ В АРХИТЕКТОНИКЕ "ИГРОКА" ДОСТОЕВСКОГО
• Е.А. Иваньшина
НАЦИОНАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАК СЕМИОТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В
РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" (О СМЫСЛЕ РИТМИЧЕСКИХ
ПОВТОРОВ)
• Е.О. Козюра
"ПОЭМА КВАДРАТОВ" КОНСТАНТИНА ВАГИНОВА: ТЕКСТ И ПОДТЕКСТ
• Л.В. Куликова
К ПОНЯТИЮ КОММУНИКАТИВНОГО СТИЛЯ
• Н.А. Молчанова
БОГ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ К.Д.БАЛЬМОНТА
• К.А. Нагина
О ДОСТОЕВСКОМ И РУССКОМ РОМАНЕ XIX ВЕКА
• Е.А. Орлова
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ХРОНОТОП В ТВОРЧЕСТВЕ А.И.ЭРТЕЛЯ
• М.К. Попова
МАЛАЯ ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• А.Л. Савченко
СОВРЕМЕННАЯ ИРЛАНДСКАЯ ПОЭЗИЯ: ШЕЙМУС ХИНИ И ДЕСМОНД ИГАН
• В.А. Свительский
ПОИСКИ "НРАВСТВЕННОГО СОГЛАШЕНИЯ" МЕЖДУ ЛЮДЬМИ КАК АВТОРСКАЯ
ЗАДАЧА В РУССКОЙ ПРОЗЕ 1860-1870-Х ГОДОВ
ЖУРНАЛИСТИКА:
• В.В. Богуславская
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТЕКСТА СРЕДСТВ МАССОВОЙ
КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИИ
• Н.М. Вахтель
ГАЗЕТНЫЙ ЗАГОЛОВОК КАК РЕЧЕВОЙ АКТ
Стр.1
• С.Н. Гладышева
ТЕМА АНТИМИЛИТАРИЗМА НА СТРАНИЦАХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
"СВОБОДНОГО СЛОВА"(1898-1905)
• А.И. Гончаров
ЭНТЕЛЕХИЯ ЮРОДСТВА В "СЛОВЕ" ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА
• В. Колодкин
РАДИО В ИНТЕРНЕТЕ
• И.Ф. Минюшева
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАДИОРЕЧИ (ОРФОЭПИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ)
• В.В. Пугачев
ЧИТАТЕЛИ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ. УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ
• В.И. Сапунов
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ В США
И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В 2003 ГОДУ
• А.М. Шестерина
ОБ ОШИБКАХ, УЛОВКАХ И ПРОВОКАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ В СТРУКТУРЕ
ПОЛЕМИЧЕСКОГО ТЕКСТА ПРЕССЫ
• Е.В. Ширина
САТИРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В АСПЕКТЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(ПУБЛИЦИСТИКА А.И.ГЕРЦЕНА)
• В.В. Хорольский
ЕСТЬ ЛИ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА?
НА СТЫКЕ НАУК:
• А.Е. Богоявленский
ТИПЫ ТЕКСТОВ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ И НОСИТЕЛИ ПР-СООБЩЕНИЙ
• Г.Ф. Ковалев
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ КАК ПРЕЦЕДЕНТ В РЕКЛАМЕ
• М.Е. Новичихина
КОММЕРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ, РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ, БРЕНД, ТОВАРНЫЙ ЗНАК,
НОМЕН: РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
• И.А. Стернин
ФАКТОР АДРЕСАТА В РЕЧЕВОМ ВОЗДЕЙСТВИИ
• Л.С. Щукина
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНОГО И СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО
ПОДХОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ РЕКЛАМНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РЕЗОНАНС:
• В.В. Тулупов
Стр.2
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И
ЗАПАДНЫЙ ПОДХОДЫ
• З.Д. Попова
БОГАТАЯ ЖАТВА ДЛЯ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ
• З.Д. Попова, И.А. Стернин
НОВОЕ ПОСОБИЕ ПО "ВВЕДЕНИЮ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ"
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ:
• А.А. Давтян
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ В СФЕРЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• М. Саломатина
II МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "РУССКИЙ ЯЗЫК В ЯЗЫКОВОМ И
КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЫ И МИРА"
• ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ЛЕОНТЬЕВА
Стр.3