2004, ¹ 1 ФИЛОЛОГИЯ ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РАННЕГО НАБОКОВА © 2004 Н.Н. Афанасьева Воронежский государственный университет Обращение художника к фольклорным традициям обусловлено исторически. <...> “Некоторые традиционные устнопоэтические символы, – пишет В. К. Соколова, – генетически связаны с обычаями, обрядами, первобытными социальными институтами. <...> Основой их как обрядов и мифов служили ассоциации между отдельными явлениями, порожденные древними воззрениями. <...> В дальнейшем первоначальный смысл этих сопоставлений и возникших на их основе образов-символов забывался, но, закрепленные в словесных формулах, они приобретали устойчивость” [8, 188]. <...> Литература, как явление более позднего периода, опирается на фольклорную систему, использует жанры народно-поэтического творчества. <...> Встречающиеся в ранних произведениях Набокова образы народной поэзии – береза, русалка, кликуша, леший – свидетельствуют о духовной связи писателя с традициями страны, в которой он родился, но с которой был разлучен. <...> Не моря шум – в тиши ночной иное слышно мне гуденье: шум тихий родины моей, ее дыханье и биенье. <...> Набоков, не терпящий никакого насилия над личностью, не смог принять тот режим, который “покушался” на внутреннюю свободу человека. <...> В отличие от других эмигрантов, Набоков, к сожалению, не увез на Запад ту Россию, которую успел “узнать и осознать”, которая “одарила не только березками, но темами, конфликтами, человеческими характерами – всем строем литературы”, так как покинул ее в возрасте “почти юношеском” [1, 7576]. <...> Но чувство верности России, “создававшейся медленно и мерно и бывшей огромной державой среди других держав” [5, 548], Набоков пронес через всю жизнь. <...> Мещанской скукой веет от серых страниц “Правды”, мещанской злобой звучит политический выкрик большевика, мещанской дурью набухла бедная его головушка. <...> Я презираю коммунистическую веру как идею низкого равенства, как скучную страницу в праздничной <...>