2004, ¹ 1 САТИРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В АСПЕКТЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (ПУБЛИЦИСТИКА А.И. <...> ГЕРЦЕНА) © 2004 Е.В. Ширина Ростовский государственный университет А. И. Герцен – публицист, обладающий яркой творческой индивидуальностью. <...> Сыграв свою историческую роль провозвестника новых идей и форм, он явил миру оригинальный тип издания и продолжает быть высокой школой мастерства” [1, 4]. <...> В широком понятийном диапазоне власть показана им в функционально-ассоциативном поле языкового означивания на фоне сатирической характеристики политических деятелей императорских властных структур. <...> Изучение языковых явлений в ассоциативном аспекте позволяет в полной мере понять прагматику языковых способов автора в речемыслительной системе публицистических текстов, отражающих картину мира индивидуальным носителем языка по определенной идеологической позиции группы журналистов, во главе которых в 60-х годах стоял А. Герцен <...> Сатирический портрет настолько яркий публицистический прием, что исследователями герценовского творчества не мог быть не замечен. <...> В первой идет речь и о богатстве и многообразии публицистических приемов А. И. Герцена, в том числе в одном из разделов дана и оценка его сатирического искусства, а также используются примеры из его произведений, демонстрирующие экспрессивную и эмоциональную силу пародирования в характеристике лиц власти. <...> Л. Е. Татаринова пишет о гоголевских традициях сатиры А. И. Герцена, о его пафосной языковой энергии и беспощадности стиля. <...> Наше исследование опирается на эти труды, но, выделяя специальным объектом концептуальную сферу публицистов-шестидесятников в анализе концепта “власть”, необходимо обрашаться к сатирическим портретам для объективной характеристики правящей верхушки в России в годы наиболее напряженной политической борьбы, чтобы развенчать безнравственные и антинародные концепты самодержавной власти. <...> В свете исследовательских задач современной <...>