История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 3 (15)
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Большов С. В. <...> Автопереводы в контексте
литературного творчества А. К. Толстого (на материале
стихотворения «Гакон Слепой» и автоперевода его фрагмента).................... 77
Круглова Т. С. <...> Сомнение в системе значений утверждения/отрицания .............106
ПЕДАГОГИКА
Мещеряков А. С., Дмитриев Д. В. <...> Эффективность личностно ориентированной
физической подготовки студентов непрофильных вузов ..............................136
Горшкова Ю. М. <...> Педагогические компоненты формирования математической
деятельности студентов в процессе решения некорректных задач...............150
2
№ 3 (15), 2010
Гуманитарные науки. <...> Ключевые слова: бронзовый век, Средняя Волга, относительная хронология,
атликасинская культура, балановская культура, культурогенез, сейминскотурбинские племена. <...> Памятники фатьяновской культуры (которая разделена на локальнохронологические группы) и памятники балановской и атликасинской культур
занимают обширную территорию Волго-Окского междуречья, Верхнего и
Среднего Поволжья. <...> Эти культуры объединяются в единую культурную
общность фатьяновско-балановских племен (О. С. Гадзяцкая), фатьяновскую
историко-культурную общность (Д. А. Крайнов). <...> О. Н. Бадером и А. Х. Халиковым атликсинские памятники рассматриваются в рамках балановской
культуры, которая не связывается генетически с фатьяновской. <...> Балановская культура
В лесной полосе Среднего Поволжья О. Н. <...> Балановская культура рассматривалась как культура независимая и не
связанная генетически с фатьяновской культурой. <...> Поволжский регион
культуры, но это не меняет суть проблемы. <...> В периодизации балановской культуры выделялось четыре этапа: балановский, атликасинский, ошпандинский, хуласючский, а развитие культуры
охватывает хронологический период от начала II тыс. до н.э. до первых веков
I тыс. до н.э. <...> К раннему этапу развития балановской культуры из погребальных памятников (по <...>
Известия_высших_учебных_заведений._Поволжский_регион._Гуманитарные_науки_№3_2010.pdf
№ 3 (15), 2010
Гуманитарные науки. История
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОН
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
№ 3 (15)
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ
Большов С. В. К вопросу о фатьяновско-балановской
культурно-исторической общности..................................................................... 3
Варенцова Л. Ю. Политический деятель России
конца XVI – первой половины XVII в. И. Т. Грамотин................................... 12
Карнишина Н. Г. Положение Царства Польского в составе
Российской империи в XIX в. в оценках современников................................ 19
Тростянский А. Г. «Мировой судья есть власть единоличная…»:
социальная характеристика и проблемы функционирования
института мировых судей в российской провинции........................................ 27
Вострикова В. В. Государство и право в теориях
российских либералов начала ХХ в. ................................................................. 36
ФИЛОСОФИЯ
Лобеева В. М. Социальная философия Б. Н. Чичерина:
анализ содержания основных категорий........................................................... 44
Рассказов Л. Д. Глобализация как кризисное явление:
социально-философский анализ актуальных аспектов.................................... 54
Соколова Н. Л. Популярная культура в парадигме
Cultural Studies и философской эстетике .......................................................... 62
Романенко В. Н., Никитина Г. В. О гипотезах, связывающих
биологию и социальное поведение человека.................................................... 70
ФИЛОЛОГИЯ
Жаткин Д. Н., Шешнева Т. Н., Шешнев С. Э. Автопереводы в контексте
литературного творчества А. К. Толстого (на материале
стихотворения «Гакон Слепой» и автоперевода его фрагмента).................... 77
Круглова Т. С. Коммуникативные установки Андрея Белого
в лирических обращениях к поэтам-современникам....................................... 85
Данилина Н. И. Актуальные проблемы сопоставительно-типологических
исследований в морфонологии .......................................................................... 91
1
2010
Стр.1
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Козинец С. Б. Аффиксальная декорреляция как фактор
развития словообразовательных метафор.......................................................100
Калинина А. А. Сомнение в системе значений утверждения/отрицания.............106
ПЕДАГОГИКА
Мещеряков А. С., Дмитриев Д. В. Мультимедийные обучающие
программы как средство формирования профессиональной
иноязычной компетентности студентов ..........................................................115
Ильин В. А., Карпушкин А. А. Формирование здоровьесберегающей среды
в детском саду для детей с задержкой психического развития.....................122
Жуков О. Ф. Концептуальные основы здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений...................................................130
Воронин С. М. Эффективность личностно ориентированной
физической подготовки студентов непрофильных вузов ..............................136
Горшкова Ю. М. Компьтерные технологии в обучении
старшеклассников решению некоторых геометрических задач....................142
Яремко Н. Н. Педагогические компоненты формирования математической
деятельности студентов в процессе решения некорректных задач...............150
2
Стр.2
№ 3 (15), 2010
Гуманитарные науки. История
ИСТОРИЯ
УДК 930.26
С. В. Большов
К ВОПРОСУ О ФАТЬЯНОВСКО-БАЛАНОВСКОЙ
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о фатьяновско-балановской
культурно-исторической общности. Делается попытка обоснования существования
единой общности племен, в которую включается балановская и атликасинская
культуры. Складывание нового культурогенетического образования
при взаимодействии волосовских, балановских и атликасинских племен было
нарушено вторжением в регион сейминско-турбинских племен.
Ключевые слова: бронзовый век, Средняя Волга, относительная хронология,
атликасинская культура, балановская культура, культурогенез, сейминскотурбинские
племена.
Abstract. To the question on Fatyanovskii-Balanovskii cultural-historical community
is examined in the article. An attempt is made to prove the existence of the
united tribes’ community, which embraces the Balanovskii and Atlicasy cultures.
The development of the new culture generation on the basis of the Volosovo, Balanovo
and Atlicasy tribes’ interaction was disrupted by the Seym-Turbino tribes’ intrusion
into the region.
Keywords: Bronze Age, Middle Volga, relative chronology, Atlikasinsky culture,
Balanovsky culture, culture formation process, Seym-Turbino tribes.
Памятники фатьяновской культуры (которая разделена на локальнохронологические
группы) и памятники балановской и атликасинской культур
занимают обширную территорию Волго-Окского междуречья, Верхнего и
Среднего Поволжья. Эти культуры объединяются в единую культурную
общность фатьяновско-балановских племен (О. С. Гадзяцкая), фатьяновскую
историко-культурную общность (Д. А. Крайнов). О. Н. Бадером и А. Х. Халиковым
атликсинские памятники рассматриваются в рамках балановской
культуры, которая не связывается генетически с фатьяновской. В качестве
самостоятельной археологической культуры рассматривает атликасинские
памятники П. М. Кожин. Существование различных концепций развития
средневолжского региона в эпоху бронзы, появление новых источников и переосмысление
старых заставляет вновь обратиться к этому вопросу.
Балановская культура
В лесной полосе Среднего Поволжья О. Н. Бадером была выделена балановская
культура [1, с. 69], в которую включались и атликасинские памятники.
Балановская культура рассматривалась как культура независимая и не
связанная генетически с фатьяновской культурой. П. М. Кожин выделяет атликасинские
памятники в отдельную атликасинскую культуру. Можно и не
соглашаться с предложенным П. М. Кожиным выделением атликасинской
3
Стр.3