Поволжский регион УДК 796.011 В. А. Ильин, А. А. Карпушкин ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация. <...> В статье обобщен опыт работы педагогического коллектива детского сада № 15 г. Заречного Пензенской области по формированию здоровьесберегающей среды в процессе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. <...> Ключевые слова: задержка психического развития (ЗПР), здоровьесберегающее образовательное пространство, программа комплексного оздоровления детей дошкольного возраста с ЗПР, физкультурно-оздоровительные технологии, коррекционно-развивающий маршрут развития ребенка, хронические заболевания. <...> Это время, когда у него закладываются фундаментальные основы физического и интеллектуального здоровья, прививаются общекультурные ценности, и от того, как организован процесс его воспитания и обучения в этот период, какие созданы условия для его взросления и гармоничного развития, зависит его дальнейшее развитие и здоровье в последующие годы. <...> Это обязывает работников дошкольных образовательных учреждений углубленно работать над проблемами укрепления здоровья и гармоничного развития детей. <...> По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей Российской академии медицинских наук, физиологически зрелыми на сегодняшний день рождается не более 14 % детей, а количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10 %. <...> Количество таких детей среди дошкольников в ряде регионов России достигает 25 % от детской популяции [1–4]. <...> Быстрая утомляемость дошкольников с ЗПР, низкий уровень их умственной работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы сопровождаются более низкими, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, показателями физического развития и физической подготовленности. <...> Анализ литературных источников показывает, что, если вопросы клиники и диагностики ЗПР у дошкольников изучены <...>