Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки  / №3 2010

Аффиксальная декорреляция как фактор развития словообразовательных метафор (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКозинец
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц6
ID264134
АннотацияВ статье рассматривается один из способов формирования словообразовательной метафоры в истории русского языка - утрата первичного значения производного слова вследствие аффиксальной декорреляции. Анализируются причины аффиксальной декорреляции, следствием которой является изменение значения словообразовательного типа и опрощение.
УДК81'36
ББК81.02
Козинец, С.Б. Аффиксальная декорреляция как фактор развития словообразовательных метафор / С.Б. Козинец // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2010 .— №3 .— С. 100-105 .— URL: https://rucont.ru/efd/264134 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поволжский регион УДК 482-53 С. Б. Козинец АФФИКСАЛЬНАЯ ДЕКОРРЕЛЯЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕТАФОР Аннотация. <...> В статье рассматривается один из способов формирования словообразовательной метафоры в истории русского языка – утрата первичного значения производного слова вследствие аффиксальной декорреляции. <...> Анализируются причины аффиксальной декорреляции, следствием которой является изменение значения словообразовательного типа и опрощение. <...> The article studies one of the ways of the metaphoric word-formation in the history of the Russian language – the loss of the first meaning of the derivative word due to the affix decorrelation. <...> The article analyses the reasons of affix decorrelation, the result of which is the changing of the meaning of the word-formative type and the formation of a simple word. <...> Keyword: a word-formative metaphor, a derivative word, affix decorrelation, a word-formative type. <...> I Словообразовательными метафорами (иначе – производными с метафорической мотивацией [1]) называются производные слова, соотносящиеся с прямым значением производящего, но трансформирующие его в метафорическое значение: змея – змеиться, сова – советь, сердце – сердцевина, нога – подножие, бросать – броский и др. <...> . Словообразовательная метафора (СМ) всегда рассматривалась с точки зрения семантических связей ее с мотивирующим словом, т.е. на материале современного языка, в связи с чем выделялись различные степени мотивированности, или производности [3–5]. <...> Но синхронный подход предполагает изучение р е з у л ь т а т а, тогда как процесс становления словообразовательных метафор весьма своеобразен и прихотлив. <...> СМ – явление весьма разнородное по своему происхождению; она могла возникать: 1) в самом деривационном акте; 2) вследствие утраты первичного (прямого) значения производного; 3) как результат словообразовательного или семантического калькирования (об этом см. подробнее в [6]). <...> Многие словообразовательные метафоры исторически восходят к метафорам лексическим, т.е. их переносное значение исконно – результат внутрисловной деривации: быстротечный – ‘текущий, льющийся быстро’; легковесный <...>