Март — Апрель 2010
Учредитель: Фонд «Литературная критика»
Шефредактор
Л. И. ЛАЗАРЕВ
Главный редактор
И. О. ШАЙТАНОВ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ:
К. М. Азадовский, А. Д. Алехин, Н. А. Анастасьев,
С. Г. Бочаров, Г. С. Кнабе, Г. Г. Красухин,
Ю. В. Манн, В. Л. Махлин, Б. М. Сарнов,
Е. Ю. Сидоров, А. М. Турков,
Л. М. Шарапкова (ответственный секретарь), К. Эмерсон
Стр.1
РЕДАКЦИЯ:
Н. Н. Юргенева (отдел русской классической литературы),
Т. В. Еремеева (редактор),
Е. М. Луценко (отдел библиографии),
Е. А. Погорелая (отдел современной литературы),
Е. В. Ефанова (мл. редактор), С. Б. Кожина (директор),
А. А. Кабанец (заведующий редакцией)
Выражаем благодарность за финансовую поддержку, которую
оказывают журналу Федеральное агентство
по печати и массовым коммуникациям и Федеральное
агентство по культуре и кинематографии.
ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ!
Подпиской и распространением журнала занимается
Агентство по распространению
зарубежных изданий (АРЗИ).
Все сведения о подписке вы найдете
в Объединенном каталоге «Пресса России».
Наш подписной индекс: 70149.
Подписку на журнал «Вопросы литературы»
за рубежом можно оформить через
агентство East View Information Services, Inc.
10601 Wayzata Blvd., Minnetonka, MN, 553051526, USA
Tel.: (1952) 2521201, Fax: (1952) 2521202, US
Tollfree: (800) 4771005
Email: info@eastview.com http://www.eastview.com
Тел. в Москве: 7 (495) 7776557
Email: periodicals@mosinfo.ru
www.eastview.com
© Журнал «Вопросы литературы», 2010
Стр.2
Лазарь Ильич Лазарев
(1924—2010)
В последний год он тяжело болел. Собираясь с силами,
вновь и вновь приезжал в редакцию: всем интересовался,
смотрел материалы, участвовал в формировании номера,
говорил о прочитанных книгах. Может быть, самым важ
ным было его присутствие. «Лазарь Ильич приехал!» Это
известие давало надежду на чудо: выберется наш главный
редактор, мы еще с ним поработаем!
Увы, чуда не случилось. Лазарь Ильич Лазарев скон
чался 29 января, через два дня после того, как ему исполни
лось 86 лет.
22 июня 1941 года он поступил в Ленинградское выс
шее военноморское училище и, окончив его, сразу оказал
ся в самом пекле войны — на фронте, в разведке. Рота, ко
торой он командовал, участвовала в обороне Сталинграда.
Неоднократно раненный, он возвращался в строй, но по
следнее ранение было слишком тяжелым. Оно привело к
инвалидности.
Закончив после войны филологический факультет
МГУ и аспирантуру, став кандидатом филологических на
ук, Лазарь Ильич не оставлял преподавательской стези,
был доцентом МГУ. Немало современных критиков числят
себя его учениками, а в последние годы он по праву считал
ся дуайеном всего критического цеха.
В полной мере его дарование раскрылось на редактор
ской работе — сначала в «Литературной газете» (1955—
1961), а потом в нашем журнале, куда он пришел в 1961 го
ду на должность ответственного секретаря, затем стал
заместителем главного редактора и фактически занимался
всеми творческими вопросами. Лазарю Ильичу нередко
удавалось пробить через весьма свирепую цензуру нетрафа
ретные, свежие материалы. Сам он особенно дорожил тем,
что в литературной борьбе 1960—1970х годов «Вопросы
литературы» стояли рядом с «Новым миром». У этих двух
изданий часто были одни авторы и читатели, общие ценно
сти и неизменно отличавшее оба журнала нежелание по
слушно плыть по руслу, проложенному официальной идео
логией. Во всем этом заслуга Л. И. Лазарева несомненна.
3
Стр.3
Демократичный, легкий в общении, обаятельный, нико
гда не повышавший голоса на подчиненных, относившийся
к сотрудникам, как к своим близким друзьям, он пользовал
ся всеобщей любовью.
Когда в 1992 году выбирать главного редактора довери
ли трудовому коллективу, все согласились с тем, что этой
должности будет лучше всего соответствовать Лазарев.
Он возглавил «Вопросы литературы» в то время, когда
журналу постоянно приходилось выживать, сокращаясь до
трехчетырех выпусков в год и, наконец, остановившись на
шести номерах вместо прежних двенадцати. Но это было
время, когда свобода слова и доступность материалов по
зволили заговорить о прежде запретном. Лазарь Ильич гор
дился: «Мы делаем хороший журнал!» — и особенно на
стаивал на внимании к архивным публикациям, к новым
документальным свидетельствам.
Основной темой творчества Лазаря Ильича стала лите
ратура Великой Отечественной. Он не просто анализировал
книги К. Симонова, В. Некрасова, В. Быкова, Г. Бакланова и
других писателейфронтовиков, но поверял литературу
свидетельством очевидца. Те, о ком он писал (многие из них
были его близкими друзьями), ценили его тонкий слух,
улавливающий и неточность факта, и ложный пафос.
Добросовестный исследователь литературы, он оказал
ся еще и великолепным пародистом (книга Л. Лазарева,
Ст. Рассадина и Б. Сарнова «Липовые аллеи» недавно пере
издана), и очень честным, увлекательным мемуаристом, су
мевшим воссоздать время в книгах «То, что запомнилось»,
«Шестой этаж, или Перебирая наши даты» и «Записки по
жилого человека».
Прощаясь, склоняем голову перед нашим дорогим Ла
зарем Ильичем. Вечная ему память!
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Литературное сегодня
Лица современной литературы
8 С. БЕЛЯКОВ. Географ и его боги. Алексей Иванов
23 Ю. ЩЕРБИНИНА. «Правило руки». Андрей Геласимов
37 Т. СОЛОВЬЕВА. «История — это просто опрокинутая в прошлое
политика...». Александр Кабаков
Век минувший
Михаил Булгаков
49 А. ХОЛИКОВ. Заказанный «Михаил Булгаков»
63 С. ФИЛЮХИНА. Два романа Булгакова: автор выбирает лицо
83 Н. БОГДАНОВ. «Пятое измерение» булгаковского текста. Из
наблюдений над творчеством Михаила Булгакова
Портретная галерея
99 Э. КАЗАНДЖАН. Елена Сергеевна Вентцель (И. Грекова).
Домашние мемуары
114 Н. КОРОЛЕВА. Памяти Льва Лосева
Сравнительная поэтика
Синтез искусств
125 А. СЕЛИЦКИЙ. «Лермонтовский сюжет» в жизни и творчестве
Рахманинова
140 Л. КУПЕЦ. Композитор Дебюсси как поэт. О вокальном цикле
«Лирические прозы»
Над строками одного произведения
150 А. ЖОЛКОВСКИЙ. Еще раз о мандельштамовском «Ламарке».
Так как же он сделан?
183 Л. ВИДГОФ. О «долгополой» шинели и «садовнике и палаче» в
стихотворении О. Мандельштама «Стансы»
Язык современной поэзии
204 А. ГОРДЕЕВА. «Музыкальность» Верлена как проблема
поэтического перевода
5
Стр.5
Филология в лицах
Андрей Белый
224 М. СПИВАК, М. ОДЕССКИЙ. «Это попытка сказать о жесте
ритма вне стиховедческой лаборатории...» Об одной неопублико
ванной статье Андрея Белого
246 Андрей БЕЛЫЙ. Принцип ритма в диалектическом методе.
Примечания М. Одесского, М. Спивак; подготовка текста И. Вол
кова, М. Одесского, М. Спивак
Полемика
«Слово о полку Игореве»
286 С. МАЛЕВИНСКИЙ. Пиар подревнерусски. Об идеологии и
прагматике «Слова о полку Игореве»
314 А. РАНЧИН. «Загородите полю ворота!», или Как не должно
трактовать «Слово о полку Игореве»
356 И. ЕРШОВА. Эпикогероический взгляд на древнерусский
памятник
Зарубежная литература
Современные имена
367 М. СУХОТИНА. Продается местный колорит, или Комплекс
вины в «Боге мелочей» Арундати Рой
387
Литературный музей
Чеховиана
388 Е. МИХАЙЛОВА. Государственный Литературный музей,
Москва
398 С. ВОЛОЖАНИНОВА. Музей одной книги А. П. Чехова
401 П. ФОКИН. «Чеховиана» А.Жукова
В творческой мастерской
439 А МЕЛИХОВ. «Силы дарит страсть». Беседу вела Е. Елагина
6
Стр.6
Заметки. Реплики. Отклики
455 А. РОМАНОВСКИЙ. Бендер играет в шахматы. К истокам шах
матной темы в «Двенадцати стульях»
463 А. ШАТОХИН. История одного долга
476 Е. КОНСТАНТИНОВА. Дети Арбата: секрет доктора Липмана
Обзоры и рецензии
Книжный разворот
482 Т. Б. БончОсмоловская. Введение в литературу формаль
ных ограничений. Литература формы и игры от античности до
наших дней (С. БИРЮКОВ); О славе небесной и вечной радости:
Народные христианские легенды. Средневековая агиография
(А. СЕРГЕЕВАКЛЯТИС); Женская драматургия Серебряного ве
ка (Ю. ШЕВЧУК); Ф. Б.Успенский. Три догадки о стихах Осипа
Мандельштама (Series minor) (М. ЕЛИФЁРОВА); Деятели рус
ского искусства и М. Б. Храпченко, председатель Всесоюзного ко
митета по делам искусств: апрель 1939 — январь 1948. Свод писем
(С. КОРМИЛОВ); М. Амусин. Зеркала и зазеркалья: Статьи
(О. ОСЬМУХИНА); Roland Opitz. Der Russische Roman: Sechzehn
Kapitel aus der 150jbhrigen Geschichte zwischen Puschkin und
Aitmatow (М. ПАЩЕНКО)
В шутку и всерьез
500 Э. КУЗНЕЦОВ. Неизвестный пародист 20х годов
7
Стр.7