Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №2 2010

О «долгополой» шинели и «садовнике и палаче» в стихотворении Мандельштама «Стансы» (66,00 руб.)

0   0
АвторыВИДГОФ Л.
Страниц21
ID238683
Аннотация.
О «долгополой» шинели и «садовнике и палаче» в стихотворении Мандельштама «Стансы» / Л. ВИДГОФ // Вопросы литературы .— 2010 .— №2 .— URL: https://rucont.ru/efd/238683 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВИДГОФ О «ДОЛГОПОЛОЙ» ШИНЕЛИ И «САДОВНИКЕ И ПАЛАЧЕ» В СТИХОТВОРЕНИИ О. МАНДЕЛЬШТАМА <...> «СТАНСЫ» В первом четверостишии «Стансов» (1935, майиюнь или июль) Мандельштам недвусмысленно заявляет: Я не хочу средь юношей тепличных Разменивать последний грош души, Но, как в колхоз идет единоличник, Я в мир вхожу — и люди хороши1 . <...> Первое четверостишие продолжает однако немотиви рованное, казалось бы, описание воинской шинели: 1 Мандельштам О. <...> 183 Люблю шинель красноармейской складки — Длину до пят, рукав простой и гладкий И волжской туче родственный покрой, Чтоб на спине и на груди лопатясь, Она лежала, на запас не тратясь, И скатывалась летнею порой. <...> Опальный автор «Стансов», отбывавший ссылку в Воронеже, военным не был и в армию не собирался. <...> Солдатская шинель, конеч но, длиннополая, но полы ее «до пят» никак не доходят— это было бы очень неудобно. <...> До пустим; но о том, что сама шинель появляется в «Стан сах» не случайно, свидетельствует ее присутствие и в создававшихся в это же время стихах о Каме (« Я смот рел, отдаляясь, на хвойный восток.», апрельмай 1935), причем упоминание шинели завершает поэтическое вос поминание о пути к первому месту ссылки, в Чердынь, и последовавшей вскоре обратной дороге: И хотелось бы тут же вселиться, пойми, В долговечный Урал, населенный людьми, И хотелось бы эту безумную гладь В долгополой шинели беречь, охранять. <...> В 1933 году, к 15летней годовщине создания Красной Армии, была подготовлена художественная выставка «XV лет РККА». <...> В 1933 году вышла книжка, посвященная выставке— «Художественная выставка XV лет РККА»2 . <...> Переехала экс позиция в Харьков, и скульптура Шервуда была установ лена прямо перед входом на выставку. <...> На обложке соот ветствующей брошюры, выпущенной в Харькове в 1935 году, также помещено графическое изображение работы Шервуда. <...> Речь не о том, что Мандельштам был на выставке «XV лет РККА» — она вряд ли могла быть ему особенно интересна — хотя саму возможность Художественная <...>