Сопос тавляя разные авторские «версии самого себя», можно обнаружить, что «Белая гвардия» и «Мастер и Маргари та» оказываются схожими принципом организации пове ствования и теми проблемами, которые благодаря этому принципу автор решает на страницах двух романов. <...> 63 «Коллективный» повествователь и многоликий рассказчик Ведущая форма повествования в первом романе Бул гакова — Erform (от третьего лица). <...> И вместе с тем он играет роль эпичес кого «певца», вырываясь из своего времени, описывая его дистанцированно. <...> Скобе лев обратил внимание на другую существенную черту в образе повествователя — на «признаки архаикоэпичес кой традиции, которые непосредственно связаны с орга нически присущими русской литературе XIX в. тради циями “коллективной одушевленности”»1 . <...> Это происходит благодаря ис пользованию приема несобственнопрямой речи, кото рый в контексте всего романа становится чуть ли не главным принципом речевой организации и в сочетании с некоторыми другими особенностями создает неповто римый образ повествователя, который можно назвать «коллективным»2 . <...> В образе «коллективного» повество вателя собственно повествователь «Белой гвардии» иг рает, конечно, ведущую, организационную роль, но он ставит себя на один уровень с героями, подключает их точки зрения к своей. <...> О функции архаикоэпического элемента в ро манной структуре «Белой гвардии». <...> 2 64 единением множества субъективных точек зрения в од ном речевом плане — плане повествователя. <...> Если учесть, что он занимает отличную от своих героев временную точку зрения, что он знает больше каждого из героев и видит всю перспективу событий, описанных в романе, становится очевидным, что субъектом сознания в этом описании не может выступать он сам, он — лишь субъ ект речи: «Да и никто ничего не понимал в Городе, и в будущем, вероятно, не скоро поймут <.> <...> В Городе ярость при слове “Петлюра” и еще в сегодняшнем номе ре газеты <...>