Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №2 2010

«Это попытка сказать о жесте ритма вне стиховедческой лаборатории...» Об одной статье А.Белого (66,00 руб.)

0   0
АвторыСПИВАК М. , ОДЕССКИЙ М.
Страниц22
ID238698
Аннотация.
«Это попытка сказать о жесте ритма вне стиховедческой лаборатории...» Об одной статье А.Белого / М. СПИВАК, М. ОДЕССКИЙ // Вопросы литературы .— 2010 .— №2 .— URL: https://rucont.ru/efd/238698 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОДЕССКИЙ «ЭТО ПОПЫТКА СКАЗАТЬ О ЖЕСТЕ РИТМА ВНЕ СТИХОВЕДЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ. <...> ” А. С. Пушкина (Опыт описания)», которые содержали новаторское учение Белого о стихе. <...> Поэтстиховед совершил важное открытие, различив метр (схему, которая диктует регулярное чередование ударных и безударных слогов,— ямб и т. п.) и ритм, который реализуется в конкретном сти хотворении как индивидуальная модификация метра. <...> История стиховедческих исканий Белого концепту ально изложена в давней статье С. Гречишкина <...> В апреле 1910 года он возглавил «Ритмический кружок» — студию стиховедения, которая работала при книгоиздательстве «Мусагет»: «“Ритмический кружок” возник к жизни в 1910 году после моей лекции “Лирика и эксперимент”, когда ко мне явились представители моло дежи с предложением работать вместе над уточнением номенклатуры “Символизма”, уже появившегося в печа ти. <...> В мемуарах поэтстиховед писал: «Пер вые заседания кружка, зафункционировавшего в апреле, по священы моему введению в работу; они определяют нашу за Ходасевич В.Ф. <...> »6 Стиховедческие штудии возобновились после возвра щения из Швейцарии осенью 1916 года и революции 1917 года, когда Белый активно включился в просветительскую работу. <...> Однако и в этот период спорадические об ращения к исследованию «ритмического жеста» происхо дили7 . <...> Наконец, в 1929 году Белый опубликовал монографию «Ритм как диалектика и “Медный всадник”», представив мент. <...> выделил несколько принципиальных различий: вопервых, в центре внимания позднего Белого «не статический, а динамический ритм, ритм отношений, переходов между строками; не то, что внутри строк, а то, что между ними», «ритм не пространст венный, а временной, картина не симметрии, а нагнете ния»; вовторых, если для «Символизма» философская ба за — «неокантианство (преимущественно в риккертовском варианте): мир сущностей и мир явлений разъединены, мир сущностей адекватно непознаваем и доступен <...>