А. Н. Островский либреттист
Шуя 2011
УДК 821.161.1 Островский
ББК 83.3 Р1-8
Р-27
Печатается по решению редакционноиздательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Научный редактор
доктор филологических наук И. А. Овчинина
Рецензенты: <...> В монографии впервые обстоятельно анализируются оперные либретто А. Н. Островского, их поэтика, система образов, сопоставляются
тексты либретто «Сват Фадеич», «Гроза», «Вражья сила» с текстом пьес,
раскрываются жанрово-композиционные особенности оперных сценариев, связанные с эстетикой оперного искусства. <...> В работе показано, что оперное либретто является самостоятельным и эстетически значимым драматургическим жанром в творчестве А. Н. Островского. <...> Издание осуществлено при финансовой поддержке Министерства образования и науки в рамках реализации ФЦП «Научные и
научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 –
2013 годы
ISBN 978-5-86229-228-2
© Е. А. Рахманькова, 2011
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Овчинина И. А. <...> Первый опыт А. Н. Островского в жанре оперного либретто… … … … . <...> Она по крупицам собирала
материалы, восстанавливала историю создания либретто, проделала
большую текстологическую работу, собрала воедино тексты либретто и,
мало того, обнаружила в архиве неатрибутированный автограф (оперное
либретто «Сват Фадеич»), провела научную экспертизу и подготовила
текст к публикации. <...> Одним из центральных положений исследования стала очень важная
мысль о том, что и как либреттист Островский всячески содействовал
созданию театра (драматического и музыкального), объединяющего своим репертуаром разные социальные слои, такого театра, зрительный зал
которого является единым национальным организмом. <...> , Островский принадлежал не
только истории драмы, «но и истории музыки, так как он был единственным великим писателем, написавшим несколько оперных
текстов»3. <...> Ещё в 1983 году М. Р.
Черкашина-Губаренко заметила, что «оперное искусство является <...>
А._Н._Островский_-_либреттист.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Е. А. Рахманькова
А. Н. Островский либреттист
Шуя 2011
Стр.1
УДК 821.161.1 Островский
ББК 83.3 Р1-8
Р-27
Печатается по решению редакционноиздательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский
государственный педагогический
университет»
Научный редактор
доктор филологических наук И. А. Овчинина
Рецензенты:
Ю. В. Лебедев, доктор филологических наук, профессор;
Н. Л. Ермолаева, кандидат филологических наук, доцент
Рахманькова Е. А.
А. Н. Островский – либреттист / Е. А. Рахманькова. – Шуя: Издательство
ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 155 с.
В монографии впервые обстоятельно анализируются оперные либретто
А. Н. Островского, их поэтика, система образов, сопоставляются
тексты либретто «Сват Фадеич», «Гроза», «Вражья сила» с текстом пьес,
раскрываются жанрово-композиционные особенности оперных сценариев,
связанные с эстетикой оперного искусства. В книге проведена реконструкция
истории создания либретто и уточнены некоторые спорные моменты,
касающиеся вопросов их авторства. В работе показано, что оперное
либретто является самостоятельным и эстетически значимым драматургическим
жанром в творчестве А. Н. Островского. Материалы монографии
могут быть полезны учёным, аспирантам, учителям, студентам и
учащимся, а также всем, кто интересуется творчеством А. Н. Островского.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Министерства
образования и науки в рамках реализации ФЦП «Научные и
научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 –
2013 годы
ISBN 978-5-86229-228-2
© Е. А. Рахманькова, 2011
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Овчинина И. А. Новая грань творчества А. Н. Островского……………………………………………………………4
От
автора…………………...……………………...5—14
Глава I. «Сват Фадеич». Первый опыт А. Н. Островского
в жанре оперного либретто………….15—49
Глава II. «Гроза». Новая интерпретация известной
драмы...........................................................................50—96
Глава III. «Вражья сила» как народно-бытовая музыкальная
драма……….........................................97—145
Глава IV. А. Н. Островский об оперном театре…………………………………………...………146—153
Заключение.....................................................................154—155
3
Стр.3