МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГОСОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИРОБРАЗОВАНИЯ—
ОБРАЗОВАНИЕВМИРЕ
Научнометодическийжурнал
№1 (65)
Москва
2017
Стр.1
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзором)
СвидетельствоПИ№ФС7762459 от 27 июля 2015 г.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, рекомендованных ВАК для публикации научных результатов
диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук
Игорь Алексеевич Алехин — доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой педагогики ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, членкорреспондент
Российской академии образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Главный редактор
Светлана Константиновна Бондырева — доктор психологических наук, профессор,
ректор ОАНО ВО «Московский психологосоциальный университет», академик
Российской академии образования
Тимур Станиславович Сливин — доктор педагогических наук, доцент, заместитель
начальника военноюридического факультета ФГКВОУ ВО «Военный университет»
МОРФ
Заместители главного редактора:
Владимир Александрович Барабанщиков — доктор психологических наук, профессор,
заведующий Лабораторией системных исследований психики ФГБУН «Институт
психологии Российской академии наук», членкорреспондент Российской академии
образования
Ирина Владимировна Дубровина — доктор психологических наук, профессор, профессор
кафедры педагогической психологии ФГБОУ ВО «Московский городской
психологопедагогический университет», академик Российской академии образования
ДмитрийГригорьевич Левитес — доктор педагогических наук, профессор, руководитель
магистерской программы подготовки ФГБОУ ВО «Мурманский арктический
государственный университет»
АнатолийПетрович Лиферов — доктор педагогических наук, профессор, президент
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», академик
Российской академии образования
НиколайАлександрович Патов — доктор педагогических наук, профессор, директор
филиала ОАНО ВО «Московский психологосоциальный университет» в г. Брянске,
академик Российской академии образования
Оксана Константиновна Позднякова — доктор педагогических наук, профессор,
профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Самарский государственный
социальнопедагогический университет», членкорреспондент Российской академии
образования
Яков Семенович Турбовской — доктор педагогических наук, профессор, ведущий
научный сотрудник Лаборатории теоретической педагогики и философии
образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской
академии образования»
Валентина Петровна Иванова — доктор психологических наук, доцент, профессор
кафедры психологии ГОУ ВПО «КыргызскоРоссийский Славянский университет»
(Бишкек)
Оксана Сергеевна Попова — доктор психологических наук, доцент, проректор по
научнометодическому обеспечению воспитательной работы УО «Республиканский
институт профессионального образования» (Минск)
Редакционная коллегия:
ISSN 20738536
© Московский психологосоциальный университет, 2017
© «Мир образования — образование в мире», 2017
Стр.2
Содержание
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аронов А. А., Слепов В. Я. Царскосельский лицей: к 200летию первого
выпуска (1817—2017). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Гущина А. В. Идеи Сократа, Платона и Аристотеля о нравственности в их
приложении к воспитанию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Зенин Р. Н. Особенности подготовки офицерских кадров Красной армии
в годы Великой Отечественной войны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Горовой В. Г. Особенности подготовки офицерского состава
автомобильной службы в годы Великой Отечественной войны . . . . . . . 18
Романченко М. К. Исторический аспект формирования ресурсных
центров профессионального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
МИР ОБРАЗОВАНИЯ
Кезикова И. З. Особенности этнической идентичности русскоязычных
юношей, проживающих в различных культурных средах. . . . . . . . . . . 28
Алехин И. А., Казакова У. А., Кузнецова М. Н. Профессиональная
ориентация как один из факторов формирования мотивации изучения
иностранных языков преподавателями инженерных вузов . . . . . . . . . 36
Климова C. Н., Виноградова О. С. Проблема качества иноязычного
профессионального образования в условиях реализации
компетентностного подхода. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Звягинцева Е. П. Инвертирование единиц учебных ситуаций в процесс
иноязычной подготовки аспирантов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Герасимова Т. Н. Особенности педагогического мышления преподавателя
военного вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ
Алехин И. А., Двадненко А. В. Особенности зарубежного опыта развития
инклюзивного образования в детских учреждениях санаторно
оздоровительного типа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
300
Стр.300
Кудрявцев Ю. М., Уткин В. Е., Бородин В. А. Сравнительный анализ опыта
подготовки курсантов к моральнопсихологическому обеспечению войск
в отечественных и зарубежных военных вузах . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Портнова Т. А. Зарубежные психологопедагогические исследования
о моральном развитии личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Аронов А. А. К истории отечественного духовного образования: Свято
Сергиевский православный богословский институт в Париже . . . . . . . 87
Колесников С. В., Калыбек Б. К. Религиозный фактор и его влияние
на воспитание военнослужащих Национальной гвардии Республики
Казахстан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
МОЕ МНЕНИЕ
Коршунова О. Н., Хамматов Ш. С. Формирование межконфессиональной
толерантности в вузовском курсе истории как ответ на современные
вызовы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Камышников А. П., Девянина Е. В. Дидактические возможности
интерактивных форм обучения при формировании профессиональной
компетентности специалистов по защите информации . . . . . . . . . . . 101
Ларина Т. В., Шайдуллин Т. В. Анализ развития процесса
моделирования боевых действий на примерах прошлого
и настоящего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Казакова А. Г., Новашина М. С. Концептуальнотехнологическая основа
применения современных педагогических технологий в образовательном
процессе вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Колношенко В. И., Колношенко О. В. Проблемы реализации стратегии
государственной культурной политики в Вооруженных Силах . . . . . . 119
Коськов С. Н., Серегина Т. В., Чернышенко В. В. Ценностно
психологические и мировоззренческие установки христианства
как целевые ориентиры адаптации личности к системе европейских
ценностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК:
ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
Воловикова М. И., Мустафина Л. Ш. Исследование социальных
представлений о совести учащейся молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Арефьева О. М. Формирование общероссийской гражданской
идентичности на примере нравственных идеалов и традиций
дагестанцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
301
Стр.301
Дудулин В. В., Столяревский С. П. Некоторые проблемы военно
профессиональной подготовки офицерских кадров . . . . . . . . . . . . . 157
Закатов В. В. Концептуальные положения теории профессионального
обучения сотрудников органов внутренних дел Российской
Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Левченко Н. В., Соколов И. С. Проблема готовности к педагогической
профилактике асоциального поведения обучающихся в свете
компетентностного подхода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Меньшиков П. В. Комплекс характеристик учебного взаимодействия
в контексте психологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Дудкин Ю. А. Особенности формирования правового мировоззрения
сотрудников полиции в вузах МВД России . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Воронов В. Н., Гужва Е. Г., Сливин Т. С. Нравственная культура
российского военнослужащего как результат сознательного и
бессознательного в поведении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Аркусова И. В. Педагогическая технология психологической
саморегуляции как основа эффективного обучения иностранным
языкам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
ПЕРЕДОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕТЕХНОЛОГИИ:
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЙОПЫТ
Щетинина Н. Ю., Власов А. В. Исследование факторов персональной
адаптации к новому технологическому укладу . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Темина С. Ю. Основные направления и ведущие тенденции влияния
информационных технологий на развитие и воспитание взрослеющей
личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Ларин А. Н., Дубровский А. В. Моделирование саморегуляции поведения
как средства повышения результативности физической подготовки
курсантов военных институтов войск национальной гвардии
Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Максимова Л. Ю. Проектирование модели работы с одаренными детьми
в Московском кадетском корпусе «Пансион воспитанниц Министерства
обороны Российской Федерации» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Алехин И. А., Туркин Е. В. Религиозный экстремизм: проблема
подготовки курсантов военных вузов войск национальной гвардии
Российской Федерации по его противодействию . . . . . . . . . . . . . . 225
302
Стр.302
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Баранова Л. М. Модель создания банка образовательных достижений
в обеспечении качества профессиональной подготовки курсантов . . . . 229
Гаврющенко Ю. Н. Задачный подход к развитию самостоятельности
обучающихся: история и современность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Ермаченков А. В. Сущность и содержание педагогического
моделирования предупреждения нарушений уставных
взаимоотношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Титов Е. Н. Оптимизация педагогического сотрудничества
преподавателей и курсантов в военном вузе как условие формирования
антикоррупционного поведения будущих офицеров . . . . . . . . . . . . 244
Горшкова Е. Б. Вопросы активизации учебной деятельности
обучающихся на основе формирования у них ценностного отношения
к самостоятельной познавательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . 250
Силантьев А. А. Педагогические методы защиты военнослужащих
от манипулятивного воздействия в условиях информационно
психологической войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Карпенко Э. А. Педагогические условия повышения эффективности
мониторинга профессиональной подготовки будущих офицеров . . . . . 263
Григорьян Г. Э. К вопросу о структуре и особенностях развития
творческих способностей курсантов в образовательном процессе
военномузыкальных учебных заведений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
Иванов М. Г. Педагогические условия воспитания эстетической
культуры у военнослужащих по контракту в Вооруженных Силах
Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Трофимова Н. С. Социальнопсихологические особенности
деятельности сотрудников патрульнопостовой службы полиции. . . . . 283
Наши авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
303
Стр.303
Table of Contents
HISTORY AND PHILOSOPHY OF EDUCATION
Aronov A. A., Slepov V. Y. Tsarskoye Selo Lyceum: celebrating the bicentenary
of the first graduation (1817—2017) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Gushchina A. V. Socrates, Platon and Aristotle’s ideas on the moral
in its application to the education. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Zenin R. N. Features of the Red army officer personnel training in days
of the Great Patriotic War . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Gorovoy V. G. Features of the automobile service officer personnel training
in days of the Great Patriotic War . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Romanchenko M. K. Historical aspect of the professional education resource
centers formation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
WORLD OF EDUCATION
Kezikova I. Z. Features of the ethnic identity of the Russianspeaking young
men living in various cultural environments . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Alekhin I. A., Kazakova U. A., Kuznetsova M. N. Vocational guidance as one
of the factors for the engineering colleges lecturers’ motivation formation
to study foreign languages . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Klimova S. N., Vinogradova O. S. Problem of the foreign language professional
education quality in conditions of the competencebased approach
realization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Zvyagintseva E. P. Inverting of the educational situations units
in the postgraduates’ foreign language training process . . . . . . . . . . . . . . 48
Gerasimova T. N. Military school lecturer’s pedagogical thinking features . . . . 52
EDUCATION IN THE WORLD
Alekhin I. A., Dvadnenko A. V. Features of the foreign experience of inclusive
education development at sanatorium and health improving type child care
facilities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
304
Стр.304
Kudryavtsev Y. M., Utkin V. E., Borodin V. A. Comparative analysis of the cadets’
training experience for troops moral and psychological support in the Russian
and foreign military schools . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Portnova T. A. Foreign psychological and pedagogical studies
on the personality’s moral development. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Aronov A. A. To the history of the Russian spiritual education: St. Sergius
Orthodox Theological Institute in Paris . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Kolesnikov S. V., Kalybek B. K. Religious factor and its influence
on the education of the military personnel of the National Guard
of the Republic of Kazakhstan . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
MY OPINION
Korshunova O. N., Khammatov Sh. S. Formation of the interconfessional
tolerance in the college course of history as a response to modern
challenges . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Kamyshnikov A. P., Devyanina E. V. Didactic opportunities of interactive forms
of education at information security experts’ professional competence
forming . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Larina T. V., Shaydullin T. V. The analysis of the military operations modeling
process development on examples of the past and the present . . . . . . . . . . 109
Kazakova A. G., Novashina M. S. A conceptual and technological basis
for the modern pedagogical technologies application in the college
educational process . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Kolnoshenko V. I., Kolnoshenko O. V. Problems of the cultural policy state
strategy realization in Armed Forces . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Kos’kov S. N., Seregina T. V., Chernyshenko V. V. Christianity value, psychological
and worldview directives as target reference points
of the personality’s adaptation to the European values system . . . . . . . . . . 131
PROBLEMS AND JUDGMENTS
Volovikova M. I., Mustafina L. Sh. A studying youth’s social ideas of conscience
study . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Arefyeva O. M. Formation of the allRussian civic identity on the example
of moral ideals and traditions of Dagestanis . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Dudulin V. V., Stolyarevsky S. P. Some problems of the officer personnel’s
military vocational training . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
305
PEDAGOGICAL SEARCH:
Стр.305
Zakatov V. V. Theory conceptual provisions of the Russian Federation
lawenforcement officers’ vocational education. . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Levchenko N. V., Sokolov I. S. Problem of the readiness for pedagogical
prevention of asocial behavior of students trained in the light
of competencebased approach. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Menshikov P. V. A set of educational interaction characteristics
in the psychological study context . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Dudkin Y. A. Features of the police officers’ legal worldview formation
at colleges of the Ministry of Interior of Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Voronov V. N., Guzhva E. G., Slivin T. S. The Russian serviceman’s moral
culture as a result of conscious and unconscious in behavior . . . . . . . . . . . 185
Arkusova I. V. Pedagogical technology of the psychological selfcontrol
as a basis for the foreign languages effective teaching . . . . . . . . . . . . . . . 190
ADVANCED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES:
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE
Shchetinina N. Y., Vlasov A. V. Factors study of personal adaptation to new
technological way of life. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Temina S. Y. The main directions and leading tendencies of the information
technologies influence on a maturing personality’s development
and education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206
Larin A. N., Dubrovsky A. V. Behavior selfcontrol modeling as means
for the physical training effectiveness increase of cadets of military institutes
for troops of the National Guard of the Russian Federation . . . . . . . . . . . 210
Maximova L. Y. Model projecting of work with gifted children at Boarding
School, Moscow Cadet Corps, Ministry of Defence of the Russian
Federation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Alekhin I. A., Turkin E. V. Religious extremism: a problem of training
of cadets of military schools for troops of the National Guard of the Russian
Federation on its counteraction . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
YOUNG SCIENTIST’S TRIBUNE
Baranova L. M. Model of creation of bank of educational achievements
in the quality ensuring of cadets’ vocational training . . . . . . . . . . . . . . . 229
Gavryushchenko Y. N. Task approach to the students’ independence
development: history and the present . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
306
Стр.306
Ermachenkov A. V. The essence and content of the pedagogical modeling
of the authorized relationships violations prevention . . . . . . . . . . . . . . . 239
Titov E. N. Lecturers and cadets’ pedagogical cooperation optimization
at a military school as a condition for the future officers’ anticorruption
behavior formation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
Gorshkova E. B. Problems of students’ educational activity activization
on the basis of the value relation to their independent cognitive activity
formation. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Silantyev A. A. Pedagogical methods of the military personnel protection
against the manipulative influence in conditions of information
and psychological war . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Karpenko E. A. Pedagogical conditions to increase the future officers’
vocational training monitoring efficiency . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Grigoryan G. E. To the problem of the structure and features of cadets’
creative abilities development in the educational process of a military musical
college . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
Ivanov M. G. Pedagogical conditions of contract servicemen’s esthetic culture
training in the Armed Forces of the Russian Federation . . . . . . . . . . . . . 276
Trofimova N. S. Police patrol and checkpoint service officers’ activity social
and psychological features . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
Our authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
307
Стр.307