СЕРИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭТОМ ВЫПУСКЕ – Дидактические аспекты информатизации образования – Педагогическая информатика – Электронные средства поддержки обучения – Инновационные педагогические технологии в образовании – Формирование информационно-образовательной среды Редакционный совет журнала «Вестник Российского университета дружбы народов» В.М. Филиппов — председатель Д.П. Билибин — заместитель председателя Члены редакционного совета: А.Ю. Абрамов, Т.М. Балыхина, В.В. Барабаш, Л.Г. Воскресенский А.П. <...> Ефремов, Н.С. Кирабаев, В.Ф. Понька, Н.К. Пономарев, В.Н. Шаронов, В.В. Якушев , М.А. Давтян, В.Н. Денисенко, Е.Б. Ланеев, В.Г. Плющиков, Н.А. Черных, В.А. Цвык, Т.О. Сергеева—ответственный секретарь Редакционная коллегия серии «Информатизация образования» Краснова —доктор философских наук, профессор, проректор по междуна роднойинновационнойдеятельностиРУДН— — Г.А. главныйредакторсерии Сюлькова Н.В. <...> Г. родных программ и сравнительной образовательной политикиРУДН— — доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведу кандидат филологических наук, директор Института междуна замести тельглавногоредактора ющего кафедрой информатизации образования Московского городского педаго гическогоуниверситета— —доктортехническихнаук,профессор,членкорреспондентРос сийской академии образования, директор Института математики и информатики Московскогогородскогопедагогическогоуниверситета— —докторпедагогическихнаук,профессор,академикРоссийской членредколлегии ответственныйсекретарьредколлегии членредколлегии КузнецовА. <...> В. академииобразования— —доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизацииобразованияМосковскогогородскогопедагогическогоуниверсите та— членредколлегии академии образования, проректор по учебной работеиинформатизации Омского государственногопедагогическогоуниверситета— —кандидат химических <...>
Вестник_Российского_университета_дружбы_народов._Серия_Информатизация_образования_№1_2014.pdf
Редакционный совет журнала
«Вестник Российского университета дружбы народов»
В.М. Филиппов — председатель
Д.П. Билибин — заместитель председателя
Члены редакционного совета:
А.Ю. Абрамов, Т.М. Балыхина, В.В. Барабаш,
Л.Г. Воскресенский
А.П. Ефремов, Н.С. Кирабаев,
В.Ф. Понька, Н.К. Пономарев,
В.Н. Шаронов, В.В. Якушев
, М.А. Давтян,
В.Н. Денисенко,
Е.Б. Ланеев, В.Г. Плющиков,
Н.А. Черных, В.А. Цвык,
Т.О. Сергеева—ответственный секретарь
Редакционная коллегия серии
«Информатизация образования»
Краснова —доктор философских наук, профессор, проректор по междуна
роднойинновационнойдеятельностиРУДН—
—
Г.А.
главныйредакторсерии
Сюлькова Н.В.
Корнилов В.С.
ГригорьевС.Г.
родных программ и сравнительной образовательной политикиРУДН—
— доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведу
кандидат филологических наук, директор Института междуна
замести
тельглавногоредактора
ющего кафедрой информатизации образования Московского городского педаго
гическогоуниверситета—
—доктортехническихнаук,профессор,членкорреспондентРос
сийской академии образования, директор Института математики и информатики
Московскогогородскогопедагогическогоуниверситета—
—докторпедагогическихнаук,профессор,академикРоссийской
членредколлегии
ответственныйсекретарьредколлегии
членредколлегии
КузнецовА.А.
Гриншкун В.В.
Лапчик М.П.
Ведерников В.И.
Заславская О.Ю.
ЛевченкоИ.В.
академииобразования—
—доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
информатизацииобразованияМосковскогогородскогопедагогическогоуниверсите
та—
членредколлегии
академии образования, проректор по учебной работеиинформатизации Омского
государственногопедагогическогоуниверситета—
—кандидат химических наук, доцент, заместитель директора
—доктор педагогических наук, профессор, академик Российской
членредколлегии
Институтамеждународныхпрограммисравнительной образовательной полити
киРУДН—
членредколлегии
дующего кафедрой информатизации образования Московского городского педа
гогическогоуниверситета—
—доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора
—доктор педагогических наук, профессор, заместитель заве
членредколлегии
Институтаматематикииинформатики Московского городского педагогического
университета—
членредколлегии
1 Вестник РУДН Серия «Инженерные исследования»
2 Вестник РУДН Серия «Математика. Информатика. Физика»
3 Вестник РУДН Серия «Информатизация образования»
4 Вестник РУДН Серия «Медицина»
5 Вестник РУДН Серия «Философия»
6 Вестник РУДН Серия «История России»
7 Вестник РУДН Серия «Международные отношения»
8 Вестник РУДН Серия «Социология»
9 Вестник РУДН Серия «Политология»
10 Вестник РУДН Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности»
13 Вестник РУДН Серия «Агрономия и животноводство»
14 Вестник РУДН Серия «Русский и иностранные языки и методика
их преподавания»
15 Вестник РУДН Серия «Экономика»
16 Вестник РУДН Серия «Лингвистика»
17 Вестник РУДН Серия «Литературоведение.Журналистика»
18 Вестник РУДН Серия «Психология и педагогика»
19 Вестник РУДН Серия «Всеобщая история»
20 Вестник РУДН Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика»
Серия
Уважаемые коллеги!
Российский университет дружбы народов (РУДН) приглашает Вас к со
трудничеству в научном журнале «Вестник РУДН».
«Вестник РУДН» публикует результаты фундаментальных и приклад
ных научных исследований в виде научных статей, аналитических и библи
ографических обзоров и научных сообщений. Тематическая направленность
определяется содержанием серий.
«Вестник РУДН» входит в перечень изданий, публикации в которых
учитываются Высшей аттестационной комиссией России (ВАК РФ) при за
щите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Научный журнал «Вестник РУДН» выходитв 20 тематических сериях.
Каждая серия—4 номера в год.
Вы можете оформить подписку через агентство ОАО «Роспечать» в любом
почтовом отделении.
Индекс
по каталогу
«Роспечать»
18230
18235
18234
18233
18231
18232
20824
20826
20827
20829
11 Вестник РУДН Серия «Вопросы образования: языки и специальность» 20830
12 Вестник РУДН Серия «Юридические науки»
20831
36842
36433
36431
36436
36435
36432
37025
80555
Материалы статей и вопросы по сотрудничеству следует направлять стро
го по адресу редакционной коллегии соответствующей серии.
Контактный телефон: (495) 9550716.
Зав. редакцией журнала «Вестник РУДН» Сергеева Татьяна Олеговна.
Индекс журнала в каталоге подписных изданий
Агентства «Роспечать»—18234
ISSN 08698732
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2014
Стр.2
ВЕСТНИК
Российского
университета
дружбы народов
Серия
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2014, № 1
Серия издается с 2004 г.
Российский университет дружбы народов
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1993 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Lavonen Jari. How Finnish teachers are encouraged to adopt information and communication
technology ........................................................................................................
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Реморенко И.М. «Умная аудитория» — шаг
на пути к интеграции средств информатизации образования .....................................
Бычко В.Е. Информатизация внутришкольного контроля как фактор повышения
его эффективности .......................................................................................................
Шубина Е.Е. Моделирование систем информатизации организационно-управленческой
деятельности средней школы ...........................................................................
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА
Добрица В.П., Иванова Т.В. Формирование информационно-технологической
компетентности бакалавров направления подготовки «Бизнес-информатика» ..........
Ибрагимова Н.Ж., Туякбаева Г.А. Особенности разработки и использования
средств электронного обучения в казахстанской системе высшего образования ......
Карташова Л.И., Левченко И.В., Павлова А.Е. Инвариантные практические задания
по информатике для работы с текстовыми документами в основной школе ...
36
41
46
5
16
27
31
Стр.3
Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2014, № 1
Корнилов В.С., Зарянкин В.А. Использование среды программирования SCRATCH
в преподавании школьного курса информатики в классах коррекционно-компенсирующего
обучения ........................................................................................................
Скопин И.Н. Иерархические отношения — методическая основа изучения понятия
иерархий ........................................................................................................................
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА
ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
Власов Д.А., Синчуков А.В., Качалова Г.А. Использование WOLFRAMALPHA
при обучении решению задач с параметрами ..............................................................
Зенкина С.В., Панкратова О.П. Аналитический обзор современных информационных
образовательных технологий ............................................................................
Колошеин А.П. Применение электронных образовательных ресурсов в высшем
учебном заведении ........................................................................................................
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Абдуразаков М.М., Инина Л.А. Современные инновационные технологии в профессиональной
подготовке будущего специалиста в контексте информатизации образования
......................................................................................................................
Асланов Р.М., Ли О.В. Лабораторный практикум по математическому анализу с применением
информационных технологий ......................................................................
Воробьёва И.А. Метод адаптации под параметры субъекта информационного взаимодействия
.....................................................................................................................................
87
95
104
Детушев И.В. О преподавании элементов математического анализа студентам экономических
специальностей с использованием современных информационных технологий
......................................................................................................................... 108
ФОРМИРОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Грачёва А.П. Повышение эффективности управления адаптивной школой за счет
использования информационных технологий .............................................................
Салангина Н.Я., Алексеева О.В. Использование блогов для работы со студентами
педагогических вузов и учителями ..............................................................................
Сивоконь Е.Е. Подготовка преподавателей к использованию информационнообразовательной
среды в профессиональной деятельности ........................................
Абрамов А.Г., Булакина М.Б., Иванников А. Д, Кривошеев А.О., Шмелькова Л.В.
Система дополнительного профессионального образования Российской Федерации:
ключевые статистические показатели по результатам автоматизированного сбора
данных ..........................................................................................................................
НАШИ АВТОРЫ .....................................................................................................
114
121
127
64
73
82
51
56
133
145
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2014
© «Вестник Российского университета дружбы народов», 2014
Стр.4
BULLETIN
of Peoples’ Friendship
University
of Russia
Series
INFORMATIZATION OF EDUCATION
2014, N 1
Series founded in 2004
Peoples’ Friendship University of Russia
SCIENTIFIC JOURNAL
Founded in 1993
CONTENTS
DIDUCTIC ASPECTS
OF EDUCATION INFORMATIZATION
Лавонен Яри. О повышении мотивации финских учителей к применению информационных
и коммуникационных технологий ............................................................
Grigoriev S.G., Grinshkun V.V., Remorenko I.M. «Smart auditorium» — the step on
the way to integration of means of informatization of education ......................................
Bychko V.E. Informatisation intraschool control as a factor in increasing its efficiency ...
Shubina E.E. Modelling of systems of informatization of organizational and administrative
activity of high school ..............................................................................................
PEDAGOGICAL COMPUTER SCIENCE
Dobritsa V.P., Ivanova T.V. Creation of information technology competence at the bachelors
of a course «Business informatics» .....................................................................
Ibragimova N.Zh., Tuyakbayeva G.A. Features of development and use of electronic
training means in the Kazakhstan system of the higher education ....................................
Kartashova L.I., Levchenko I.V., Pavlova A.E. Invariant practical tasks on computer
science for work with text documents at the main school .................................................
36
41
46
3
5
16
27
31
Стр.5
Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2014, № 1
Kornilov V.S., Zaryankin V.A. Use of the environment of programming of SCRATCH
in teaching of the school course of computer science in classes of correctional compensating
education ..................................................................................................................
Skopin I.N. Hierarchical relationships — methodological basis of the concept hierarchies
studying .........................................................................................................................
ELECTRONIC MEANS
OF EDUCATION OF SUPPORT
Vlasov D.A., Sinchukov A.V., Kachalova G.A. WOLFRAMALPHA use when training
in the solution of tasks with parameters ...........................................................................
Zenkina S.V., Pankratova O.P. Analytical review of modern information education
technologies ...................................................................................................................
Koloshein A.P. Application of the electronic educational resources in the higher educational
institution ..............................................................................................................
INNOVATION PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
IN EDUCATION
Abdurazakov M.M., Inina L.A. Modern innovative technologies in the professional
training of the future specialists in the context of informatization of education .................
Aslanov R.M., Li O.V. Laboratory practical work according to the mathematical analysis
with application information technologies .......................................................................
Vorobyeva I.A. The method of adaptation under the parameters of the subject of the information
interaction ......................................................................................................
Detushev I.V. About teaching the elements of mathematical analysis for students of economic
specialties with the use of modern information technologies ..................................
FORMATION
OF INFORMATIONEDUCATIONAL MEDIUM
Gracheva A.P. Increase of adaptive school management efficiency by information technologies
uses ..................................................................................................................
Salangina N.Ja., Alekseeva O.V. Using blogs to work with future teachers and the
teacher ............................................................................................................................
Abramov A.G., Bulakina M.B., Ivannikov A.D., Krivosheev A.O., Shmelkova L.V.
Vocational education and training system in Russia: key statistical indicators on the results
of automated data collection ....................................................................................
OUR AUTHORS ........................................................................................................
114
121
Sivokon E.E. Preparation of teachers to use ios professional activity .............................. 127
133
145
© Peoples’ Friendship University of Russia, Publishing House, 2014
© «Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia», 2014
87
95
104
108
64
73
82
51
56
Стр.6