Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель
РФ, ректор НИПКиПРО
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела кадровой политики Министерства образования,
науки и инновационной политики
области
Новосибирской
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по
информационным технологиям МПГУ, и.о. зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального
образования МПГУ, г. Москва
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
зав. каф. педагогики Педагогического института Южного
федерального университета, заслуж. учитель РФ,
г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Любовь Сивирина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 15 .04.16. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 11,7. Заказ № 22. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2016
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф., вицепрезидент
РАО, г. Москва
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ст. науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра
исследований инновационной деятельности в профессиональном
образовании Кузбасского регионального
института развития профессионального образования,
г. Кемерово
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
почетный работник
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Дошкольное и начальное школьное
образование как фундаментальная основа
формирования человеческого капитала
Мы уже касались проблемы человеческого капитала
(Сибирский учитель. 2015. № 4) — довольно
нового, недавно введенного понятия (1961 год) и
весьма интегрированного, включающего в себя
как интеллект и знания, так и здоровье, качественный
и производительный труд, наконец, вообще
качество жизни.
Человеческий капитал является доминирующим
фактором высшего этапа развития общества,
основой как формирования, так и развития инновационной
экономики и экономики знаний.
Когда же начинает формироваться человеческий капитал? Ответ однозначен — с самых первых
секунд жизни человека, а, скорее всего, раньше (здоровье, качество жизни…). Поэтому вызывает
удивление то обстоятельство, что, понимая и принимая это, мы очень расточительны в использовании
времени проживания детей в этот период. В нас прочно укоренились по отношению
к развитию детей такие «постулаты», как: «Впереди еще много времени, все успеется…», «Дети
повзрослеют, тогда и займемся их социализацией», «Еще не время заниматься такими сложными
делами…» и т. д.
Главные усилия по учебно-воспитательной работе (в основном по учебной) направлены даже
не на основную школу (4–9 классы), а на старшую, то есть на выпускные классы. К величайшему
сожалению, это очень поздно, а время на становление личности, на формирование необходимых
ее качеств безвозвратно упущено.
Причинами такого положения дел являются:
• отсроченность действий по формированию необходимых социальных основ человеческого
капитала;
• устремленность образовательных организаций к обеспечению успешного отчета по качеству
образования (ЕГЭ, олимпиады и пр.);
• слабая связь системы дошкольного, начального и основного образования;
• доминирование знаниевой компоненты над обобщенными направлениями социализации
личности;
• проблемы кадрового обеспечения, уровня профессионализма работников дошкольного и
начального образования.
В связи со сказанным выше, прежде всего, необходимо, не снижая направленности на знаниевую
компоненту в обучении и воспитании детей дошкольного и начального школьного образования
(то есть на высоком уровне обеспечивая требования ФГОС в этом плане), очень серьезно
усилить работу по сохранению и развитию здоровья детей, формированию навыков их здорового
образа жизни, духовного уровня, нравственно-этической, эстетической сторон развития личности,
патриотизма, трудолюбия, ответственности, уважения к ветеранам и т. д. Именно дошкольное
и начальное школьное образование гарантирует надежную и прочную «укладку» всех социальных
«кирпичиков», «блоков», обеспечивающих прочную и социально значимую систему человеческого
капитала.
Стр.2
В номере:
АБРИС ПРОБЛЕМЫ
А. В. Молокова
Современная начальная школа:
стандартизация и вариативность
В. В. Пустовалова
Профессиональная компетентность
учителей начальных классов
в условиях освоения идеологии образования
для устойчивого развития
Ю. Г. Молоков
Научная состоятельность
образовательного процесса
В НАУЧНОМ ПОИСКЕ
Е. В. Неумоева-Колчеданцева, М. С. Верховцева
Ценностная ориентация младших школьников
сельской и городской школ: сравнительный
анализ актуального уровня развития
Е. А. Кукуев, К. Н. Верховцев
Анализ личностного потенциала будущих
учителей начальных классов — выпускников
направления «Педагогическое образование»
В. Я. Синенко, М. П. Пальянов, Н. В. Гафурова,
С. И. Осипова, Н. В. Харина
Проблемы разработки
образовательной системы в рамках концепции
всемирной инициативы CDIO
ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ
Н. Б. Истомина-Кастровская, Т. В. Смолеусова
Вариативность методических инноваций
в начальном математическом образовании
С. И. Поздеева
Сценарии использования
проблемно-ориентированного обучения
(problem-based learning) в подготовке учителя
начальной школы
А. В. Бауль
Продуктивное взаимодействие учителя
начальных классов с родителями обучающихся
Н. С. Лукашенко
Профессиональная мобильность
учителя начальных классов —
значимое условие реализации ФГОС
Л. П. Робустова
Начальное музыкальное образование:
истоки общей и профессиональной культуры
31
35
41
44
47
5
10
14
Е. А. Клаус
Особенности влияния компьютерных игр
на развитие младших школьников
Н. Н. Малахова, М. Н. Чёшева
Воспитательные стратегии в рамках
системно-деятельностного подхода:
обсуждение в формате World Café
Г. А. Соколова
Рациональные установки педагогически
обоснованного общения в процессе
становления растущей личности
НАШ МЕТОДКАБИНЕТ
Е. А. Суховей
Русский язык в начальной школе:
задания для диагностики сформированности
логических универсальных учебных действий
17
21
26
Т. В. Горбунова
Работа с гиперактивными детьми на уроках
английского языка в начальной школе
Е. А. Окорокова
ФГОС НОО: развитие критического мышления
через чтение и письмо
З. Б. Редько
Внеурочная деятельность младшего школьника.
Курс «Наглядная геометрия»
И. Ю. Иванова
Учебные модели как средство организации
дифференцированного обучения математике
в начальной школе
В. Н. Карташова, Е. А. Исаев
Анализ профессионально-ориентированных
текстов на занятиях по иностранному языку
Е. С. Богданова
Формирование рефлексивных умений
старших школьников
для осуществления текстовой деятельности
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ
Г. А. Сапрыкина, А. Ю. Ферапонтов
Образование школьников в Дании
ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛОВ
Системно-деятельностный подход в обучении
Библиографический обзор
Подготовила Е. С. Карамнова
94
98
52
56
59
62
67
71
77
81
85
89
Стр.3
Contents
PROBLEM OUTLINE
A. V. Molokova
Modern Primary School: Standardization and Variability
V.
V. Pustovalova
Sustainable Development of Primary School Teachers’
Professional Competence through Mastering
Ideology of Education
Yu. G. Molokov
Scientific Consistency of the Educational Process
RESEARCH QUEST
E. V. Neumoeva-Kolchedantseva,
M. S. Verkhovtseva
Social Value Orientations of Pupils in Rural and Urban
Primary Schools: A Comparative Analysis of the
Current Level of Development
E. A. Kukuev, K. N. Verkhovtsev
Teacher Education Program Graduates: The Analysis
of Personal Potential of Future Primary School
Teachers
V. Ya. Sinenko, M. P. Paljyanov, N. V. Gafurova,
S. I. Osipova, N. V. Kharina
Problems of the Development of the Educational
System under the Concept of the Worldwide CDIO
Initiative
TEACHERS’ COUNCIL BY
CORRESPONDENCE
N. B. Istomina-Kastrovskaja, T. V. Smoleusova
Variability of Methodical Innovation in Primary
Mathematics Education
S. I. Pozdeeva
Using Problem-Based-Learning Scenarios for Training
Primary School Teachers
A. V. Bowl
Productive Interaction between Primary School
Teachers and Parents of Students
N. S. Lukashenko
Primary School Teacher’s Professional Mobility as
a Significant Condition for the Implementation of
the Federal State Educational Standard
L. P. Robustova
Elementary Music Education: Sources of General
and Professional Culture
31
35
41
44
47
5
10
14
E. A. Klaus
The Influence of Computer Games on the Development
of Younger School Students
N. N. Malakhova, M. N. Chyosheva
Educational Strategies of System-Activity
Approach: The World Café Discussion
G. A. Sokolova
Rational Installation of Pedagogically Reasoned
Communication in the Personality Formation
Process
OUR TEACHERS’ ROOM
E. A. Sukhovey
17
21
26
Russian Language in Primary School: Some Tasks
for Diagnosing the Development of Logical Universal
Leaning Activities
T. V. Gorbunova
Teaching English to Hyperactive Children in Primary
School
E. A. Okorokova
The Federal State Educational Standard of Primary
General Education: The Development of Critical
Thinking through Reading and Writing
Z. B. Redko
Extracurricular Activities of Primary School
Students. Visual Geometry Course
I. Yu. Ivanova
Learning Models as a Means of Organizing Differentiation
for Teaching Mathematics in Primary School
V. N. Kartashovа, E. A. Isaev
The Analysis of Professionally-Oriented Texts on
the Lessons of a Foreign Language
E. S. Bogdanova
Developing Senior Pupils’ Reflective Abilities to Implement
Text Activity
EXPERIENCE OF FOREIGN
COLLEAGUES
G. A. Saprykina, A. Yu. Ferapontov
School Education in Denmark
BOOKS AND JOURNALS REVIEW
System-Activity Approach to Teaching
Bibliographic review
Compiled by E. S. Karamnova
94
98
62
67
71
77
81
85
89
52
56
59
Стр.4