Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской Академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 5 (62) 2015
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2015
Á. Î. Майер
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
À. Ä. Ãåðàñ¸â
А. А. Грякалов
À. Æ. Жафяров
А. А. Корольков
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
È. À. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск)
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Ñ. Â. Иванова
Î. Í. Смолин
Â. Ñ. Ñò¸ïèí
Â. Â. Целищев
Я. С. Турбовской
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАО (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
И. Сабо
À. Í. Чумаков
Í. Ì. Чуринов
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
СОДЕРЖАНИЕ
Смолин О. Н. (Москва). Стратегия правительства, или Искусственный
«майдан»? Вариант: «Большой скачок»… назад! ...................................................... 3
РАЗДЕЛ I
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Разумов В. И., Сизиков В. П. (Омск). Новые интеллектуальные
технологии в обучении ....................................................................................................... 11
Александрова Е. В. (Самара). Философское осмысление тенденций
информатизации современного образовательного пространства.............. 25
Диев В. С. (Новосибирск). Российский университет в условиях
глобализации: некоторые характеристики модели управления ................. 33
РАЗДЕЛ II
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Исаков А. В. (Чита). Возможности реализации деятельностного подхода
в современной социальной философии ..................................................................... 40
Гнитецкая Т. Н., Шутко Ю. Е., Иванова Е. Б., Ковальчук Н. Н. (Владивосток).
Иерархические связи и естественнонаучная картина мира. .......................... 49
Лорети А. (Москва). Л. Витгенштейн о понятиях «критерий» и «симптом» .. 58
Буянкина Р. Г., Замиралова Е. В., Князев Н. А., Соколовская М. В., Попова О. М.
(Красноярск). Методологические подходы к оценке программ
подготовки специалистов образовательного комплекса ................................. 65
Стр.1
Маджуга А. Г., Синицина И. А. (Стерлитамак). Фрактальная педагогика:
ноуменальная ментальность человека третьего тысячелетия ..................... 74
Костина Е. А. (Новосибирск). Кросс-культурность в философской мысли
как основа кросс-культурности в образовании ...................................................... 84
Ан С. А., Ушакова Е. В. (Барнаул), Наливайко Н. В. (Новосибирск).
Формирование философского мировоззрения обучающихся
в современном образовании .......................................................................................... 101
РАЗДЕЛ III
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Иванова Е. Б., Ковальчук Н. Н., Шутко Ю. Е., Гришай О. Е. (Владивосток).
Обучение физике и химии методом межпредметных кейсов ...................... 113
Гнитецкая Т. Н., Ковальчук Н. Н., Шутко Ю. Е., Иванова Е. Б. (Владивосток).
Лидерство, нравственность и уроки физики ........................................................ 123
Артемьев А. А., Левина И. Л. (Новокузнецк). Становление и развитие
физкультурно-оздоровительной деятельности в образовании ................. 131
Кравченко К. А. (Новосибирск), Щетинин И. Д. (Тюмень).
Критерии оценки учебных работ студентов
в процессе обучения академическому рисунку ................................................... 140
РАЗДЕЛ IV
ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Власюк Н. Н., Косенко Т. С., Камашев С. В. (Новосибирск).
Воспитание как фактор обеспечения устойчивого развития общества:
методологические основания проблемы ................................................................ 150
Мантурова Н. М. (Новосибирск). Особенности самоактуализации
личностей разных гендерных типов ......................................................................... 161
РАЗДЕЛ V
КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Штарк Е. В., Комова Н. В., Анисимов М. М. (Красноярск).
История развития волонтерства в России и за рубежом:
социально-философский анализ ................................................................................. 174
Журин А. Н. (Новосибирск). Философия и архитектура:
истоки интердисциплинарного подхода
в отечественной архитектурной школе во второй половине
XVIII – первой половине XIX вв. . .................................................................................. 184
Лыгденова В. В., Дашинамжилов О. Б. (Новосибирск). Образовательная
и культурная политика буддийской церкви в Бурятии в 1990-е гг.:
исторический и философский аспекты.................................................................... 193
Щеглова Е. В. (Республика Казахстан, Усть-Каменогорск).
Социокультурные корни проблемы сохранения обучающегося
контингента ДМШ ............................................................................................................... 200
РАЗДЕЛ VI
ИНФОРМАЦИЯ
Стенограмма вебинара «Роль экспертизы в образовании» ................................... 215
Правила оформления статей для авторов и заявление об этике публикаций
и недобросовестной практике ...................................................................................... 224
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Å. À. Áóòèíà,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Í. À. Бутин
Набор
Ò. Ñ. Êîñåíêî,
Å. Ñ. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
21.09.2015
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 22,0 л.
Уч.-изд. 23,5 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 218.
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 5 (62) 2015
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences,
Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2015
All rights reserved
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov)
Doctor of Economics Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Corresponding Member
of the Russian Academy of Education (Moscow)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
CONTENT
Smolin O. N. As a foreword. Strategy of the government or an artificial «Maidan»?
A variant: a «great leap» ... backward..........……………………………………………….. ...... 3
Part I. INFORMATIZATION, INTELLECTUAL TECHNOLOGIES
AND THE MANAGEMENT OF MODERN EDUCATION SYSTEM
Razumov V. I., Sizikov V. P. (Omsk). New intellectual technologies of training ... 12
Aleksandrova E. V. (Samara). Philosophical understanding
of the informatization trends in the modern educational space ............................ 26
Diev V. S. (Novosibirsk). Russian university in the context of globalization:
some characteristics of the management model .......................................................... 34
Part II. METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT
OF SOCIAL PHILOSOPHY AND PHILOSOPHY EDUCATION
Isakov A. V. (Chita). Possible implementations of the activity approach
in contemporary social philosophy ................................................................................... 41
Gnitetskaya T. N., Shutko Yu. E., Ivanova E. B., Kovalchuk N. N. (Vladivostok).
Hierarchic links and a natural-science picture of the world .................................... 50
Loreti A. (Moscow). Wittgenstein on the notions of «criterion» and «symptom» .. 58
K
.
K
.
g a o v
B z s l
E
.
V
A A. .
A
D
.
.
. G y
G
A
.
e g y o
y a a
B e a
r
Z
a l v
r r k
l in n
i
o a
v
a
h
.
Z
A
h
.
a
A
f
.
y
a
r
K
o
o
B
.
v
r
o
l
’
O
.
V
k
o
v
. P
.
N
.
I
I l. c n o v
e a a sb i a
M aa ry i
P v n v
a a s
e n
n
r
. R a o l
A S . v m. S
P
f
N
.
N
.
. R a o
A I
S
.
O
.
N
.
o e k o
h
t
i
l
y p v n
V
y n i
V V .
V .. S
Y
. . S T T
a
. s u
E
.
S e r
e s v
t i ol b
n h oe i
p h s
i c k
v
V g u u im n
H b
. e U n
.
A
s oh va a
k
o
v
N
.
N
.
M
.
A S. a C u
I .
C
o a h r
h
a o
k v
o
v
a
Стр.3