Философия образования, № 5(62), 2015 DOI: 10.15372/PHE20150508 УДК 37.0+11 ФРАКТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: НОУМЕНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ А. Г. Маджуга, И. А. Синицина (Стерлитамак) Представления об образовании как способе трансляции знаний не отвечают вызовам современности, поскольку методологические установки и практически реализуемые дидактические формы, методы и средства в большей степени соответствуют парадигме классической и неклассической рациональности, в то время как постнеклассическая действительность утверждает иные цели и приоритеты. <...> Авторы теоретически обосновывают необходимость введения в категориальный аппарат современного социально-гуманитарного знания понятия «фрактальная педагогика», которое позволит интегрировать естественнонаучные и социальногуманитарные представления о человеке как многомерном феномене, обосновать выбор средств, обеспечивающих раскрытие реальных и потенциальных возможностей и самореализацию личности. <...> В данной статье концептуализированы идеи фрактальной педагогики в рамках ноуменальной ментальности, впервые дана дефиниция понятия «фрактальная педагогика», рассмотрены ее базовые принципы, представлена ретроспектива эволюционных преобразований человека с позиций теории фракталов. <...> Авторы резюмируют, что субъектом постиндустриального общества станет не характерный для эпохи индустриализма homo economicus с присущими ему качествами (целерациональность, стремление к минимуму затрат при максимуме результата и пр.), а homo creator – «человек творческий», конструирующий иные социальные отношения и собственную идентичность, который стремится «быть», а не «иметь» (желать реализовать внутренний потенциал, а не двигаться в направлении, навязываемом внешней социальной средой). <...> Одной из разновидностей homo creator, по убеждению авторов, является «человек здравотворческий», © Маджуга А. Г., Синицина И. А., 2015 Маджуга Анатолий Геннадьевич – доктор педагогических <...>