Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник ИРЯиК МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика

Вестник ИРЯиК МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика №1 2015

0   0
Страниц132
ID278894
АннотацияНаучный журнал «Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагоги- ка. Методика» (Вестник ИРЯиК МГУ) публикует научные статьи, материалы исследований, сообщения, рецензии и библиографические обзоры, информацию о конференциях, научно-методических семинарах, круглых столах.
Вестник ИРЯиК МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика : Научный журнал .— Москва : МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА .— 2015 .— №1 .— 132 с. — URL: https://rucont.ru/efd/278894 (дата обращения: 20.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ /
О МЕТАФОРИЧЕСКОМ УПОТРЕБЛЕНИИ ПАРАМЕТРИЧЕСКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ШИРОКИЙ / УЗКИЙ В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ /
ВОПРОСЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ КА- ЗАНСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ КОНЦА XIX ВЕКА (К 210-ЛЕТИЮ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) /
РАЗГОВОРНАЯ БЕСЕДА КАК ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ /
ПРИНЦИПЫ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ ПАРОНИМОВ-ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ЦЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАНЦЕВ /
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ НА ЭЛЕМЕНТАРНОМ УРОВНЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (ПРОБЛЕМЫ АДЕКВАТНОЙ СЕМАНТИЗАЦИИ И УПОТРЕБЛЕНИЯ) /
К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПИСЬМЕННЫХ ПЕРЕВОДОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕВОДЧИКОВ /
ОПТИМИЗАЦИЯ УСВОЕНИЯ ОБЩЕНАУЧНОЙ ЛЕКСИКИ СТУДЕНТАМИ-ИНОСТРАНЦАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПОСРЕДСТВОМ ЯЗЫКОВОЙ КООРДИНАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ И МАТЕМАТИКИ /
АУДИРОВАНИЕ НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (УРОВНИ ТРКИ-2/3) /
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ РОССИИ И ЗАПАДА ВО ВЗГЛЯДАХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ ЕВРАЗИЙЦЕВ /
РОЛЬ КОДОВ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ РУССКОЙ И ТУРЕЦКОЙ ЯЗЫКОВЫХ КАРТИН МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С КОМПОНЕНТОМ «БОЛОТО») /
МАГИСТРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ИССЛЕДОВАНИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ /
ОБРАЗ СОЛОМЕННОГО ПУТИ В МИФОПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ НАРОДОВ МИРА /
СЕМАНТИКА СЛОВА ВОДА В ДНЕВНИКОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А. БУНИНА / Антипина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНТОНАЦИОННОГО РИТМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ И.Э. БАБЕЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «КОНАРМИЯ») / Габова
ЛИЧНОСТЬ АДРЕСАТА В «ПИСЬМАХ ЦАРЮ» Л.Н. ТОЛСТОГО /
ДАНТОВСКИЙ КОД У БРОДСКОГО И АХМАТОВОЙ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ СВЯЗЕЙ /
СТИЛЬ И СИНТАКСИС РУССКИХ ПЕРЕВОДОВ ПОВЕСТИ ДЖ. К. ДЖЕРОМА «ТРОЕ В ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯ СОБАКИ» /
ЛИТЕРАТУРНОЕ СРАВНЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ И ИХ ИСТОКИ В АНТИЧНОЙ РИТОРИКЕ /
МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ /
В ГОРОДЕ И О ГОРОДЕ: ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ /
РУССКИЙ ЯЗЫК НА ОРБИТЕ. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА НА ПУТИ В КОСМОС /

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Центр международного образования Вестник ЦМО МГУ Филология. <...> Методика № 1’ 2015 Вестник ЦМО МГУ (Вестник ИРЯиК МГУ). <...> О метафорическом употреблении параметрических прилагательных широкий / узкий в русском и китайском языках……………………………………… 14 Щуклина Т.Ю. <...> Вопросы русского словообразования в трудах ученых Казанской лингвистической школы конца XIX века (к 210-летию Казанского университета)………………………………………………. <...> Разговорная беседа как вид учебной работы по развитию коммуникативной компетенции иностранных учащихся…………………………… 25 Вереитинова М.М. <...> Принципы лексикографического описания актуализированных паронимов-прилагательных в целях обучения русскому языку иностранцев………………………………………………. <...> Имена собственные на элементарном уровне обучения русскому языку как иностранному (проблемы адекватной семантизации и употребления)…………………………… 36 Каширина Н.А. <...> Оптимизация усвоения общенаучной лексики студентами-иностранцами подготовительного факультета посредством языковой координации в процессе преподавания химии и математики……………………………………………………………………… 47 Макова М.Н., Ускова О.А. <...> Образ соломенного пути в мифопоэтической картине народов мира…………………………………………………………………… 76 Литературоведение. <...> Использование статистических методов при изучении интонационного ритма художественной прозы И.Э. Бабеля (на материале произведения «Конармия»)…………………………………………. <...> Личность адресата в «письмах царю» Л.Н. Толстого…………………… 88 Труханова О.Г. Дантовский код у Бродского и Ахматовой. <...> Стиль и синтаксис русских переводов повести ДЖ. <...> Principles of lexicographic description actualized paronymous adjectives for the purpose of teaching Russian language for foreigners……………………………………………………………………. <...> Описываются этапы процесса формирования терминов-метафор и выявляются наиболее продуктивные сферы-источники экономических терминов-метафор <...>
Вестник_ИРЯиК_МГУ._Филология._Культурология._Педагогика._Методика_№1_2015.pdf
Вестник ЦМО МГУ (Вестник ИРЯиК МГУ). Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2015. № 1. – М.: ЦМО МГУ, 2015. Научный журнал Главный редактор: Колосницына Г.В. доктор педагогических наук, профессор Ответственный редактор: Кольовска Е.Г. Редакционная коллегия: Бабалова Л.Л. кандидат филологических наук Владимирова Т.Е. доктор филологических наук Елистратов В.С. доктор культурологии, кандидат филологических наук Забровский А.П. кандидат филологических наук Кузнецова Т.И. доктор педагогических наук Кульгавчук М.В. кандидат филологических наук Нахабина М.М. кандидат педагогических наук Степаненко В.А. доктор педагогических наук, заместитель главного редактора Выпускающий редактор: Голдобин А.И. Технический редактор: Гончарова С.М. Индекс в Объединенном каталоге "Пресса России" –– 29417 ISSN 2074-8361 © Центр международного образования МГУ, 2015
Стр.2
Вестник ЦМО МГУ, 2015, № 1. Содержание СОДЕРЖАНИЕ Лингвистика Воякина Е.Ю. Метафорическая репрезентация экономической терминологии………... 7 Тао Юань. О метафорическом употреблении параметрических прилагательных широкий / узкий в русском и китайском языках……………………………………… 14 Щуклина Т.Ю. Вопросы русского словообразования в трудах ученых Казанской лингвистической школы конца XIX века (к 210-летию Казанского университета)………………………………………………. 20 Методика Величко А.В. Разговорная беседа как вид учебной работы по развитию коммуникативной компетенции иностранных учащихся…………………………… 25 Вереитинова М.М. Принципы лексикографического описания актуализированных паронимов-прилагательных в целях обучения русскому языку иностранцев……………………………………………….. 31 Вострякова Н.А. Имена собственные на элементарном уровне обучения русскому языку как иностранному (проблемы адекватной семантизации и употребления)…………………………… 36 Каширина Н.А. К вопросу о критериях оценки качества письменных переводов в системе профессиональной подготовки переводчиков……………. 42 Корнеева И.В., Кузнецова Т.И. Оптимизация усвоения общенаучной лексики студентами-иностранцами подготовительного факультета посредством языковой координации в процессе преподавания химии и математики……………………………………………………………………… 47 Макова М.Н., Ускова О.А. Аудирование на продвинутом этапе обучения русскому языку как иностранному (уровни ТРКИ-2/3)……………………………… 52 Культурология Забегалина С.В. Противопоставление россии и запада во взглядах предшественников евразийцев………………………………………………………… 59 Сарач Х. Роль кодов культуры в формировании русской и турецкой языковых картин мира (на материале фразеологизмов с компонентом «Болото»)………………………………………….. 66 Соловьев В.М. Магистральные направления в современном исследовании русской культуры……………………………………………………….. 71 Яковлева С.В. Образ соломенного пути в мифопоэтической картине народов мира…………………………………………………………………… 76 Литературоведение. Анализ художественного текста Антипина Е.С., Костин А.В. Семантика слова вода в дневниковых произведениях И.А. Бунина…………………………………………………………….. 80 Габова Н.И., Хван С.Х. Использование статистических методов при изучении интонационного ритма художественной прозы И.Э. Бабеля (на материале произведения «Конармия»)………………………………………….. 84 Суровцева Е.В. Личность адресата в «письмах царю» Л.Н. Толстого…………………… 88 Труханова О.Г. Дантовский код у Бродского и Ахматовой. Несколько слов к восстановлению литературных связей…………………………. 91 Уржа А.В. Стиль и синтаксис русских переводов повести ДЖ. К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»………………………………… 96 Шефф И.А. Литературное сравнение: современные теории и их истоки в античной риторике……………………………………………………………………… 103 3
Стр.3
4 Вестник ЦМО МГУ, 2015, № 1. Содержание Проблемы современного образования Ильина О.А. Модели обучения детей-инофонов русскому языку в российских школах……………………………………………………………………... 110 Практикум Кольовска Е.Г., Кульгавчук М.В. В городе и о городе: цикл занятий по русскому языку как иностранному………………………………………………….. 115 Новикова М.Л. Русский язык на орбите. Преодоление языкового барьера на пути в космос……………………………………………………………….. 121 Новости……………………………………………………………………………………………… 127 Наши авторы…………………………………………………………………………….................129
Стр.4
Вестник ЦМО МГУ, 2015, № 1. Содержание CONTENTS Russian philology Voyakina E.Yu. Metaphoric representation of economic terminology……………………… 7 Tao Yuan. A contrastive study on metaphorical usage of adjectives denoting space (wide / narrow) in both Russian and Chinese………………………... 14 Shchuklina T.Ju. Questions of Russian word-formation in the works of scientists of the Kazan linguistic school of the late XIX century (to the 210th anniversary of Kazan University)…………………………………………. 20 Methods of teaching Velichko A.V. Talk at seminars for teaching communicative speech skills………………………………………………………………………………… 25 Vereitinova M.M. Principles of lexicographic description actualized paronymous adjectives for the purpose of teaching Russian language for foreigners……………………………………………………………………. 31 Vostriakova N.A. Proper names at the elementary level of training to Russian as a foreign language (problems of adequate semantization and use)………………………………………… 36 Kashirina N.A. Criteria for written translation quality assessment in translator vocational training…………………………………………………………… 42 Korneeva I.V., Kuznetsova T.I. Optimization of assimilation of general scientific lexicon by students foreigners of preparatory faculty by means of language coordination in the course of teaching chemistry and mathematics………………………………………………………………..47 Макоvа М.N., Uskovа О.А. Listening at an advanced stage of learning and teaching Russian as a foreign language……………………………… 52 Culturology Zabegalina S.V. Opposition between Russia and the west in the predecessors’ of Eurasians views………………………………………………… 59 Sarach Kh. The role of code culture ın forming Russian and Turkish linguistic view of the world (on the basis with component Swamp)………………………………………………….. 66 Soloviev V.M. The main tendencies in cotemporary research of Russian culture………………………………………………………………………….. 71 Yakovleva S.V. The image of the straw way in mythopoetic picture of the world's people……………………………………………………………………….. 76 Study of literature Antipina E.S., Kostin A.V. Semantics of the word water in diaries by I.A. Bunin…………………………………………………………………….. 80 Gabova N.I., Khvan S.Kh. Using of the statistical methods in the study of the intonational rhythm fiction (based on the works of Babel “Red Cavalry”)…………………………………………... 84 Surovtseva E.V. Identity of addressee in «letters to tsar» by L.N. Tolstoy…………………… 88 Trukhanova O.G. Dante’s code in Brodsky and Akhmatova. Some words to restore the literary connections………………………………………… 91 Urzha A.V. Style and syntax of Russian translations of J.K. Jerome’s novel ‘Three men in a boat (to say nothing of the dog)’………………………………………. 96 Sheff I.A. Simile: modern literary theory and ancient rhetorics………………………………... 103 5
Стр.5
6 Вестник ЦМО МГУ, 2015, № 1. Содержание Problems of modern education Ilyina O.A. Models of teaching Russian language at secondary school for non-Russian learners………………………………………………………………….. 110 Practicum Kolovska E.G., Kulgavchuk M.V. In the city and about the city: the series of Russian lessons…………………………………………………………….. 115 Novikova M.L. Russian language in orbit. Breaking through the language barrier on the way to outer space…………………………………………….. 121 News ………………………………………………………………………………………………… 127 Our authors ……………………………………………………………………………................... 129
Стр.6
129 Наши авторы Антипина Елена Сергеевна преподаватель кафедры практического русского языка факультета подготовки иностранных специалистов Ивановского государственного университета. antipina418@yandex.ru Белова Наталья Викторовна кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. nbelova@inbox.ru Величко Алла Васильевна кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. all_velichko@mail.ru Вереитинова Мария Михайловна кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. marwer1@yandex.ru Вострякова Наталья Анатольевна кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка факультета подготовки иностранных специалистов Волгоградского государственного технического университета. vostrjakova@yandex.ru Воякина Елена Юрьевна кандидат филологических наук, доцент кафедры «Международная профессиональная и научная коммуникация» Тамбовского государственного технического университета. lenakusa2005@mail.ru Габова Наталия Ивановна доцент кафедры Л-1 «Русский язык» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. nataly.el@mail.ru Забегалина Светлана Викторовна кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедра психологии факультет педагогики и психологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. svetlanviktorovn@mail.ru Ильина Ольга Александровна кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. o.a.ilina@gmail.com Каширина Наталья Алексеевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистического образования Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, Таганрог. n_kashirina@inbox.ru Кольовска Елена Георгиевна кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры русского языка Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. egkol@rambler.ru Корнеева Ирина Витальевна старший преподаватель кафедры общеобразовательных предметов Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. kuzti45@gmail.com Костин Алексей Валерьевич кандидат филологических наук, заведующий кафедрой практического русского языка факультета подготовки иностранных специалистов Ивановского государственного университета. kostin.aleksey7@yandex.ru Кузнецова Татьяна Ивановна доктор педагогических наук, профессор кафедры общеобразовательных предметов Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. kuzti45@gmail.com Кульгавчук Марина Викторовна кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой общеобразовательных предметов Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. kulgavchukmv@mail.ru Вестник ЦМО МГУ, 2015, № 1. Наши авторы
Стр.129
Вестник ЦМО МГУ, 2015, № 1. Наши авторы 130 Макова Марина Николаевна старший преподаватель кафедры русского языка Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. makova_marina@mail.ru Новикова Марина Львовна доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка юридического факультета Российского университета дружбы народов, Москва. novikovamarinalvovna@yandex.ru Рождественская Ольга Юрьевна преподаватель кафедры русского языка Института русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова. o.rozhdestvo@gmail.com Сарач Хакан аспирант кафедры общей теории словесности филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. sarachk@mail.ru Соловьев Владимир Михайлович доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета. v-soloviev@mail.ru Суровцева Екатерина Владимировна кандидат филологических наук, старший научный сотрудник лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор Российской академии естествознания. surovceva-ekaterina@yandex.ru Тао Юань доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка Института иностранных языков Шэньсийского педагогического университета. tao1973@mail.ru Труханова Ольга Георгиевна аспирант департамента европейских, американских и межкультурных исследований факультета литературы и философии Римского университета Ла Сапиенца, Рим, Италия. olga.trukhanova@uniroma1.it Уржа Анастасия Викторовна кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. english2@yandex.ru Ускова Ольга Александровна доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. olgauskova@mail.ru Хван Светлана Харитоновна старший преподаватель кафедры Л-1 «Русский язык» Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. svetlana450@yandex.ru Шефф Инна Альбертовна старший преподаватель кафедры классической филологии филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. sheff_inna@mail.ru Щуклина Татьяна Ювенальевна кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания отделения русской и зарубежной филологии им. Л.Н.Толстого Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. tatiana21@myrambler.ru Яковлева Светлана Васильевна ассистент, стажер кафедры русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, Москва. smsfamily2@mail.ru
Стр.130