Противопоставление России и запада во взглядах предшественников евразийцев 59 Культурология ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ РОССИИ И ЗАПАДА ВО ВЗГЛЯДАХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ ЕВРАЗИЙЦЕВ С.В. <...> И.Н. Ульянова В статье дается попытка обзора истоков культурно-философского, социальноисторического, идейно-политического течения евразийства, а именно идеи противопоставления России и Запада, столь характерной для данного направления. <...> Особый акцент делается на критическом осмыслении взглядов предшественников евразийцев культурологами, философами, историками, политологами. <...> Евразийство как культурно-философское, идейно-политическое движение, возникшее в эмигрантской среде после октябрьской революции 1917 года, отличалось неоднородностью состава (так, первыми евразийцами стали этнолингвист Н.С. Трубецкой, философ Г.В. Флоровский, искусствовед П.Л. Сувчинский, географ и экономист П.Н. Савицкий), разнообразием взглядов, но одна из общих для его представителей идей – это идея противопоставления, а иногда и противостояния России и Запада, заимствованная ими у своих предшественников. <...> Идея противопоставления, противостояния России и Запада появилась уже в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева. <...> Так, в первом своем письме (1829, 1 декабря) П.Я. Чаадаев поднимает тему своеобразия русского народа, в частности относительно исключительности его исторического пути: «…мы составляем как бы исключение среди народов. <...> Он обвиняет Россию в отсталости от других народов, или «цивилизаций»: «Одна из самых прискорбных особенностей нашей цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых» [21: 6]. <...> Далее он пишет об отсутствии в России исторического процесса как такового: «Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя» [21: 10]. <...> Более того, Чаадаев отказывает России в развитии и прогрессе в принципе: «Мы <...>