№2, 2003 г. | ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ:
• И.И. Борисов
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА
• Ю.А. Савинков
ОПТИМИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
• Г.В. Зибров
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ
• Е.И. Мещерякова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В УПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЕМ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
• Р.И. Мельникова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ И
СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
• Л.Н. Хицова
МУЗЕИ ПРИРОДЫ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
• И.А. Стернин, Доналд К. Джарвис
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ В РОССИИ ГЛАЗАМИ АМЕРИКАНСКОГО
СПЕЦИАЛИСТА
• И.Г. Карелина
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: СПОСОБЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ В ВУЗЕ
• В.В. Кравец
СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• И.Н. Зорников
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
• С.Н. Пензин
УЧЕБНОЕ КИНО В УНИВЕРСИТЕТЕ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИОЛОГА
• А.И. Верецкая, А.П. Дьяков
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВОРОНЕЖСКИХ ВУЗОВ НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ
• А.И. Стеценко
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ: ТРЕБОВАНИЯ, ОЦЕНКА, МНЕНИЯ
• Ю.А. Савинков
Стр.1
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ
МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЫ
• Я.Е. Львович, Н.А. Королева, С.А. Антипов, И.А. Дендебер
БАЗОВОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ РАБОТУ
• Б.И. Морщак
ТВОРЧЕСКИЙ РОСТ СПЕЦИАЛИСТОВ
• Н.И. Третьяков
ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, ПРОВЕРЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ
ЕГЭ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
• В.Н. Глазьев
ОРГАНИЗАЦИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В ВУЗЫ В ФОРМЕ И ПО МАТЕРИАЛАМ ЕГЭ ВОРОНЕЖСКОЙ
ОБЛАСТИ
• А.Г. Сарычев
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И ИЗУЧЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ
НА ФАКУЛЬТЕТАХ УНИВЕРСИТЕТА
• И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГУ
• А.И. Сливкин
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
КОНФЕРЕНЦИИ
• В.С. Листенгартен, Е.В. Чередникова
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "СЛАВЯНСКИЙ МИР: ОБЩНОСТЬ И МНОГООБРАЗИЕ" ОБ
ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ
• И.Ф. Бережная
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
ПЕРСОНАЛИИ
• Латышев А.Н.
• А.Н. Аксеновский
ALMA MATER-ПУТЬ К УСПЕХУ
Стр.2
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА
И. И. Борисов
Ректор Воронежского государственного университета, профессор
Воронежский государственный университет отмечает свое 85-летие.
Такая дата обязательно предполагает подведение итогов сделанного, в том
числе и в такой сфере вузовской деятельности, какой является учебновоспитательный
процесс. Замечательные традиции университетского преподавания,
заложенные первым поколением профессоров, прибывших из Тарту в
Воронеж в 1918 году, получили затем свое дальнейшее продолжение и развитие.
Уверен, что каждый, кому довелось учиться в Воронежском университете, благодарно
хранит в своей памяти имена своих учителей и наставников.
Не случайно, когда в 60-е годы прошлого века педагогика высшей школы
оформлялась в самостоятельное направление педагогической науки, наш университет
стал одним из признанных ее центров, наряду с Московским, СанктПетербургским,
Ростовским государственными университетами. В работу по
исследованиям актуальных проблем высшей школы активно включились не
только профессиональные педагоги и психологи, но и преподаватели всех естественных
и гуманитарных факультетов, ибо понимали, что без научного
осмысления теоретических и практических вопросов научно-педагогического
труда невозможно обеспечить высокое качество подготовки современного
специалиста.
Возобновляя издание «Вестника Воронежского государственного университета»,
ректорат счел необходимым выпускать серию «Проблемы высшего
образования», которая выходит с 2000 года и, как показало время, оказалась
востребована научно-педагогической общественностью. На страницах журнала
выступают ученые, педагоги, организаторы учебно-воспитательного процесса,
руководители образовательных учреждений, рассматриваются актуальные
проблемы реформирования системы образования, взаимодействия высшей,
средней профессиональной и общеобразовательной школы, стратегического
планирования, международных связей высшей школы, воспитания студенчества,
единства учебной и научной работы и, конечно, качества образования во
всем многообразии его составляющих.
Представляя читателю выпуск, посвященный юбилею университета, хочу
поблагодарить всех, кто вносит свой вклад в трудное и благородное дело
вузовской педагогики, призвать к активному сотрудничеству, еще раз подчеркнуть
то большое значение, которое имеет участие широкой вузовской научнопедагогической
общественности в изучении проблем высшего образования. Мы
считаем это важной миссией современного университета.
5
Стр.3