Стеценко Воронежский государственный университет В период глубокого реформирования высшего образования в России представляется естественным комплексное рассмотрение сущности таких явлений, как качество образования и качество подготовки современного специалиста. <...> Сложное переплетение этих явлений в социальной практике высшей школы дополняется той проблемой, что в науке нет единого понимания категории «качество образования» [1]. <...> Однако такое же утверждение будет верным и в отношении составной части категории «качество образования» - «качество подготовки специалиста». <...> В свете проблемы содержания этих категорий является актуальным поиск социологических критериев и параметров, фиксирующих статику и динамику состояния самих образовательных реалий. <...> Единственный рациональный путь здесь - измерение явлений с помощью научных инструментов, и на этой базе - определение содержания категорий анализа. <...> С помощью такого измерения мы можем компенсировать дефицит научной информации, дать в руки управления знание социальных фактов. <...> Поскольку речь идет о социальной сфере, то помочь в ее исследовании - прямое дело вузовской социологии. <...> Тем более что даже в ее сегодняшнем состоянии она еще способна помочь проанализировать действительность и ответить на вопросы: «что происходит в современной вузовской системе?», «как это происходит?», а также предусмотреть тенденции. <...> На наш взгляд, социология может стать инструментом для обнаружения «точек роста», повышения качества образовательного процесса в вузе и оптимизации качественной стороны подготовки специалистов с высшим образованием. <...> Не случайно Н. Е. Покровский в своей статье «Социология, социологическая культура и их место в современном российском обществе» именно с социологией связывает надежду на создание подлинно научной картины трансформирующегося общества [2]. <...> Создать такую научную картину быстро изменяющейся вузовской системы отношений <...>