поноь
Научно-практический
журнал
Издается с 1995 года.
Выходит двенадцать раз в год
№ 1 (252) 2013
январь
Редакционный совет:
Голенков В.А., д-р техн. наук,
проф., председатель
Радченко С.Ю., д-р техн. наук,
проф., зам. председателя
Борзенков М.И., канд. техн. наук,
доц., секретарь
Астафичев П.А., д-р юрид. наук,
проф.
Иванова Т.Н., д-р техн. наук,
проф.
Киричек А.В., д-р техн. наук,
проф.
Колчунов В.И., д-р техн. наук,
проф.
Константинов И.С., д-р техн.
наук, проф.
Новиков А.Н., д-р. техн. наук,
проф.
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Степанов Ю.С., д-р техн. наук,
проф.
Главный редактор:
Попова Л.В., д-р экон. наук, проф.
Заместители
главного редактора:
Варакса Н.Г., канд. экон. наук, доц.
Коростелкина И.А., канд. экон.
наук, доц.
Маслов Б.Г., д-р экон. наук, проф.
.
Члены редколлегии:
Бархатов А.П., д-р экон. наук, проф.
Васильева М.В., д-р экон. наук,
проф.
Гетьман В.Г., д-р экон. наук, проф.
Маслова И.А., д-р экон. наук, проф.
Павлова Л.П., д-р экон. наук, проф.
Ответственный за выпуск:
Дедкова Е.Г. канд. экон. наук, доц.
Адрес редакции:
302020, г. Орел,
Наугорское шоссе, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Зарег. в Федеральной службе по
надзору
в
сфере
связи,
информационных технологий и
массовых комуникаций.
Свидетельство: ПИ № ФС77-47355
от 03 ноября 2011 года
Подписной индекс 29503
по объединенному каталогу
«Пресса России»
© Госуниверситет - УНПК, 2013
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, определенных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве
образования и науки Российской Федерации, для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней.
№ 1 (252) 2013
1
Учредитель – федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Государственный
университет - учебно-научно-производственный комплекс» (Госуниверситет - УНПК)
СОДЕРЖАНИЕ
Наука социального управления и общественного развития
Лукьянчикова Т.Л., Смирнов В.Т., Садков В.Г. Объективные оценки
необходимых и достаточных уровней оплаты труда в социальном
государстве…………………………………………………………………………... 3
Научная область использования учетно-аналитических систем
Алимов С.А. Концептуальные основы формирования системы
экологического бухгалтерского учета деятельности промышленного
предприятия………………………………………………………………………….. 12
Ложкина
С.Л. Методологические
аспекты использования
международных стандартов финансовой отчетности для целей
управленческого учета…………………………………………………………….. 18
Барышев С.Б. Механизм формирования прибыли торгового
предприятия в системе управленческого учета…………………………….. 25
Котылева Н.Ю. Модель комплексной системы учета и аудита
операций по продаже товаров…………………………………………………... 34
Вандина О.Г. Разработка управленческого бюджета в строительной
организации…………………………………………………………………………... 42
Григоренко И.А. Порядок формирования продажных цен на готовую
продукцию…………………………………………………………………………….. 49
Шульдешова О.С. Аудит эффективности в системе муниципального
финансового контроля…………………………………………………………… 56
Вороничева
Е.Н. Организационно-функциональная
информационно-аналитического
модель
обеспечения муниципального
органа власти………………………………………………………………………… 63
Научные направления в области финансов, налогов и кредита
Козлюк Н.В. Анализ и оценка эффективности применяемой системы
налогообложения…………………………………………………………………… 67
Коростелкин М.М. Методологические и общенаучные принципы
налоговой политики властного уровня…………………………………….... 76
Сорокина М.С. Налоговое администрирование как система мер
государства по решению национальных интересов страны……………. 83
Кулешова И.Б. Исследование
категориального
аппарата,
используемого при функционировании учетно-контрольной модели
налогооблагаемых показателей………………………………………………… 89
Варакса Н.Г. Анализ формирования налоговой базы и налоговой
нагрузки по земельному налогу…………………………………………………. 96
Научное развитие экономики и управления предприятием
Дудяшова В.П., Кипень Н.А. Разработка показателей движения
и использования организационных знаний на предприятии…………… 103
Тарануха А.С. Разработка системы ключевых показателей
эффективности (KPI) для морского порта…………………………………… 108
Астафичева
Е.Ю.
Социально-экономические системы
в современной институциональной теории экономической
организации…………………………………………………………………………. 113
Экономические и гуманитарные
науки
Стр.1
Экономические и гуманитарные науки
Scientifically-practical
journal
Published since 1995.
The journal is published
12 times a year
№ 1 (252) 2013
january
Editorial council:
Golenkov V.A., Doc. Sc. Tech., Prof.,
president.
Radchenko S.Y., Doc. Sc. Tech.,
Prof., vice-president.
Borzenkov M.I., Candidate Sc.
Tech., Assistant Prof., secretary.
Astafichev P.A.,. Doc. Sc. Law., Prof.
Ivanova T.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kirichek A.V., Doc. Sc. Tech., Prof.
Kolchunov V.I., Doc. Sc. Tech., Prof.
Konstantinov I.S., Doc. Sc. Tech.,
Prof.
Novikov A.N., Doc. Sc. Tech., Prof.
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Stepanov Y.S., Doc. Sc. Tech., Prof.
Editor-in-chief:
Popova L.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Editor-in-chief Assistants:
Varaksa N.G., Candidate Sc. Ec.,
Assistant Prof.
Korostelkina I.A., Candidate Sc. Ec.,
Assistant Prof.
Maslov B.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
.
Associate Editors:
Barkhatov A.P., Doc. Sc. Ec., Prof.
Vasil’eva M.V., Doc. Sc. Ec., Prof.
Get’man V.G., Doc. Sc. Ec., Prof.
Maslova I.A., Doc. Sc. Ec., Prof.
Pavlova L.P., Doc. Sc. Ec., Prof.
Responsible for edition:
Dedkova E.G. Candidate Sc. Ec.,
Assistant Prof.
Address:
302020 Orel,
Naugorskoye shosse, 40
(4862) 41-98-60
www.gu-unpk.ru
E-mail: LVP_134@mail.ru
Journal
Agency
is
of
registered in Federal
supervision
telecommunications,
technology
and
in
information
mass
communications. The certificate of
registration ПИ № ФС77-47355 from
03.11.2011
Index on the catalogue of the «Pressa
Rossii» 29503
© State University-ESPC, 2013
The journal is on the List of the peer-reviewed journals and editions stated by the High Attestation Commission at the Ministry of Education and Science of the
Russian Federation for the publication of the main scientific results of the thesis for the academic degree.
Economic Science and
Humanities
Constitutor – State University-Education-Science-Production Complex
(State University-ESPC)
CONTENTS
Science of social management and social development
Luk'janchikova T.L., Smirnov V.T., Sadkov V.G. An objective assessment of the
necessary and appropriate remuneration of labor in the social state…………. 3
Scientific area of use of registration-analytical systems
Alimov S.A. Conceptual bases of formation of system of ecological
accounting of activity of the industrial enterprise………………………………… 12
Lozhkina S.L. Methodological aspects of the use of international accounting
standards for internal management purposes……………………………………... 18
Baryshev S.B. Mechanism of income trading companies in management
accounting………………………………………………………………………………… 25
Kotyleva N.Y. Model of complex system of the account and audit of
operations on sale of the goods……………………………………………………… 34
Vandina O.G. Development of the administrative budget in the construction
organization………………………………………………………………………………. 42
Grigorenko I.A. Order of formation of sale prices of finished goods…………… 49
Shuldeshova O.S. Audit of efficiency in the system of municipal financial
control……………………………………………………………………………………... 56
Voronicheva E.N. Organizational and functional model of information
analysis support of municipal authority…………………………………………….. 63
Scientific directions in the field of the finance, taxes and the credit
Kozlyuk N.V. The analysis and assessment of efficiency of applied system
of the taxation……………………………………………………………………………. 67
Korostelkin M.M. Methodological and general scientific principles of tax
policy of power levers…………………………………………………………………... 76
Sorokina M.S. Tax administration as a system of measures to address state
national interests………………………………………………………………………… 83
Kuleshovа I.B. Research of the categorial device used at functioning of
registration and control model of taxable indicators……………………………... 89
Varaksa N.G. The analysis of formation of the tax base and the tax load
on the land tax……………………………………………………………………………. 96
Scientific development of economy and operation of business
Dudjashova V.P., Kipen' N.A. Development of indicators of movement and use
organizational knowledge at the enterprise………………………………………… 103
Taranuha A.S. Development of key performance indicators (KPI) for ports…... 108
Astaficheva E.J. Social and economic systems in the modern theory
of institutes of the economic organization………………………………………… 113
2
№ 1 (252) 2013
Стр.2
Наука социального управления и общественного развития
НАУКА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
И ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
УДК 331.2
Т.Л. ЛУКЬЯНЧИКОВА, В.Т. СМИРНОВ, В.Г. САДКОВ
ОБЪЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ НЕОБХОДИМЫХ И ДОСТАТОЧНЫХ
УРОВНЕЙ ОПЛАТЫ ТРУДА В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ
В статье авторами дана оценка оплаты труда социально значимых профессий.
Обоснован и предложен новый подход к оплате труда данных категорий работников,
обеспечивающий воспроизводство и накопление человеческого капитала.
Ключевые
слова:
заработная
плата,
человеческий
капитал, стоимость
жизнеобеспечения.
Длительное время в России размер заработной платы определялся на основе бюджета
прожиточного минимума, особенно для оценки труда «бюджетников», что приводило к
порочному кругу неэффективной и некачественной работы. Если работодатель мало платит,
то он и не может строго спрашивать за качество работы. Да и работник считает, что уж свою
то маленькую зарплату он отрабатывает. В результате остается низкой производительность
труда. Производимого дохода не хватает для увеличения зарплаты и порочный круг
замыкается (рис. 1).
Низкие
доходы
Низкая
эффективность
труда
Низкая
производительность труда
Рисунок 1 – «Порочный» круг экономии на зарплате
Человеческий капитал выступает главной производительной силой общества,
двигателем и генератором научных открытий, производственных, экономических и
социальных нововведений. Расходование человеческого капитала (физических сил и
умственной энергии, здоровья и т.д.) в процессе трудовой деятельности предполагает его
непрерывное воспроизводство или поддержание в том же или более совершенном качестве.
Воспроизводство человеческого капитала осуществляется через личное и общественное
потребление человека и возможно только в достойных условиях материального
жизнеобеспечения человека. Бедность, нищета, материальные лишения, т. е. состояние, когда
совокупные доходы домохозяйств не обеспечивают даже простого воспроизводства рабочей
силы, приводят к деградации человеческого капитала.
В связи с этим, принципиально важным и практически целесообразным является
оценка стоимости жизнеобеспечения не по критерию бедности (БПМ), а по критерию
социальной достаточности.
№ 1 (252) 2013
3
Низкое
качество
труда
Стр.3
Экономические и гуманитарные науки
В настоящее время размер средней заработной платы бюджетников доведен до 2-х
кратного размера БПМ (табл. 1).
Таблица 1 – Соотношение среднемесячной заработной платы с величиной
2005 г.
3 060
прожиточного минимума [16]
Показатель
Величина прожиточного минимума, руб.
Минимальный размер оплаты труда, руб.
Среднемесячная заработная плата
работников в экономике, руб.:
- образование
- здравоохранение
- государственное управление
Среднедушевые денежные доходы
населения в месяц, руб
720
8 555
5 430
5 906
10 959
8 023
2009 г.
5 144
4 330
18 638
13 294
14 820
23 960
17 009
2010 г. 1-е полугодие
2011 г.
6 505
4 330
5 902
4 330
20 952
14 075
15 724
25 121
18 881
22 277
14 665
16 489
24 971
20 557
Смена ориентации произошла, прежде всего, для чиновников. Сегодня зарплата
госслужащих Российской Федерации превосходит средний доход населения в 1,2-1,3 раза.
Размер окладов чиновников зависит от ранга ведомства. Поэтому чиновники, которые
работают в разных ведомствах, могут иметь значительные отличия в уровне оплаты своего
труда. Так, военные, кроме должностного оклада получают еще и оклад по специальному
или воинскому званию. Также существует большое количество надбавок, которые
значительно повышают итоговый размер зарплаты. К этим надбавкам относят надбавку за
работу с секретными документами, коэффициенты за удаленность от места службы,
надбавку за особые условия труда.
Кроме того, премия чиновников зависит от числа служащих в конкретном
государственном органе. Так, если в министерстве существует много вакантных мест, то
премия на каждого человека будет больше.
По словам Президента РФ, повышение зарплаты госслужащим в 2012 году будет
проводиться за счет сокращения общей численности служащих на 20 %. При этом зарплата
будет повышаться только при условии качественного и добросовестного выполнения
служебных обязанностей.
По подсчетам Минфина, сокращение числа госслужащих на 20% позволит сэкономить
ежегодно около 40 млрд. руб. государственного бюджета [1].
В настоящее время Совет Федерации принял закон, который приостанавливает ряд
выплат из госбюджета, а именно, индексацию зарплат федеральных госслужащих,
учитывающую уровень инфляции. Эти меры оправданы в условиях сокращения доходной
базы бюджета, так как позволяют обеспечить баланс доходной и расходной части
федерального бюджета.
Следует отметить, что среднемесячная заработная плата служащих на региональных
уровнях – в госорганах субъектов РФ и в федеральных органах в 1 квартале 2011 года
составила 25,2 тысячи рублей, что выше на 2,7 % зарплаты первого квартала 2010 года. В то
же время средняя зарплата муниципальных служащих в первом квартале 2011 года
составила свыше 24 тысяч рублей, что превышает размер зарплаты первого квартала
2010 года на 4,9 процента [2].
В то же время средняя зарплата служащих в правительственном аппарате РФ
составила свыше 100 тысяч рублей, средняя зарплата в Госдуме – около 62 тысяч, в Совете
Федерации – 60 тысяч рублей. Кроме того, зарплата в размере более 60 тысяч рублей в
федеральных ведомствах была зафиксирована в Федеральном агентстве по поставкам
вооружения, военной и спецтехники, в Министерстве обороны, Минздравсоцразвития,
Минэкономразвития, министерстве финансов, Федеральной налоговой службе, МИД,
4
№ 1 (252) 2013
Стр.4