РЕЛИГИЯ Священник Дионисий Поздняев К истории о церковном расколе в Шанхае Ход церковной жизни в Китае по окончании Второй Мировой войны, ее внутренние коллизии и перипетии и поныне мало известны. <...> В Послании православной пастве от 2 августа 1946 года святитель Иоанн Шанхайский писал: "Ввиду перерыва сообщений с иными странами, мы в то время в течение нескольких лет были оторваны от Высшего Церковного Управления Заграницей и временами на значительные промежутки бывали отрезаны от епархиального центра, вынужденные тогда самостоятельно руководить местной церковной жизнью, но принимая все возможности к восстановлению сношений. <...> Во время войны была сделана попытка создать церковное Управление Восточной Азии под главенством митрополита Мелетия. <...> Однако, обосновав многими ссылками на каноны, дальневосточные иерархи воспротивились тому и продолжали считать митрополита Анастасия главою Зарубежной Церкви. <...> После разгрома Германии о судьбе Заграничного Синода не было никаких сообщений, и о том ходили разные слухи. <...> В конце июля прошлого года мы получили известие, что харбинские иерархи постановили просить Святейшего Патриарха Московского о принятии их в свое ведение. <...> Мы немедленно написали архиепископу Виктору, что, не имея сведений о судьбе Заграничного Синода и не будучи вправе оставаться вне подчинения высшей Церков238 К ИСТОРИИ О ЦЕРКОВНОМ РАСКОЛЕ В ШАНХАЕ ной власти, мы должны также войти в сношение со Святейшим Патриархом Московским и при отсутствии препятствий подчиниться ему" 1 . <...> .С 1941 года православная Церковь в Китае оказалась в изоляции от всего православного мира: связь с Заграничным Синодом была прервана в результате военных действий в Европе и Азии и освободительной борьбы Китая против Японии. <...> Представителем Заграничного Синода в Китае являлся Высокопреосвящекнейший митрополит Мелетий, живший в Харбине. <...> Харбинская епархия была вполне самостоятельна в своем управлении. <...> Кроме <...>