Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 520978)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Семь Церквей Апокалипсиса (180,00 руб.)

1   0
АвторыУрбанович Георгий
Страниц135
ID262324
АннотацияВ книге представлен анализ исторических и библейско-археологических материалов, связанных с изучением Посланий Семи Церквам Книги Откровения св. Иоанна Богослова. Последовательно рассматриваются исторические и религиозно-политические события жизни малоазийских городов, которым ап. Иоанн Богослов адресует свои послания. Сосуществование христианства и язычества в первые века – апостольская миссия в Малой Азии, столкновения с языческим миром, акты мученичества и исповедничества – всё это представляет интерес для изучения как новозаветной истории, так и истории раннего христианства. Автор уделяет особое внимание становлению и распространению культа императора в восточных провинциях Римской империи, сопоставляя исторические реалии с образами и символами авторитарной власти, которые нашли отражение в Книге Апокалипсис. Церковно-археологический аспект книги затрагивает очень непростую тему взаимоотношений христианства и язычества в IV–V вв. и на примере памятников архитектуры свидетельствует о феномене десакрализации язычества в городах Западной Анатолии. В очерке подчеркивается огромная информативность современных археологических раскопок на территории Турецкой Республики, несомненно, важных для понимания многих страниц Священного Писания и церковной истории. Особую ценность представляют собственные наблюдения и впечатления, полученные во время путешествий в западный регион Малой Азии на места археологических раскопок. Книга адресована как преподавателям и студентам богословских учебных заведений, так и тем, кто интересуется вопросами библеистики, христианской истории и археологии.
ISBN978-5-9902770-1-4
Семь Церквей Апокалипсиса [Электронный ресурс] / Г. Урбанович .— 2011 .— 135 с. : ил. — ISBN 978-5-9902770-1-4 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/262324

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Протоиерей Георгий Урбанович СЕМЬ ЦЕРКВЕЙ АПОКАЛИПСИСА ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Протоиерей Георгий Урбанович СЕМЬ ЦЕРКВЕЙ АПОКАЛИПСИСА ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Протоиерей Георгий Урбанович СЕМЬ ЦЕРКВЕЙ АПОКАЛИПСИСА Церковно-археолоГический очерк СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ 2011 УДк 27-249-254 + 904(392) ББк 86.37 + 63.4(3) У69 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС – 11 – 104 – 0287 Предисловие рецензенты: Казаков М.М., доктор исторических наук Ростислав Снигирёв, прот., доктор богословия Димитрий Юревич, прот., кандидат богословия Александр Тимофеев, свящ., кандидат богословия верстка: Филиппенков В. А. <...> Последовательно рассматриваются исторические и религиозно-политические события жизни малоазийских городов, которым ап. <...> Западная анатолия: исторический экскурс Глава II. религиозно-исторический контекст книги апокалипсис Малоазийская миссия святого апостола Иоанна Богослова Культ императора и христианство Церковь и власть в образах Книги Апокалипсис Апокалиптическая литература и Книга Откровения Иоанна Богослова Послание Семи Церквам Книги Апокалипсис Глава III. семь Церквей апокалипсиса в свете богословских и историко-археологических исследований ефес История города Язычество и христианская миссия в Ефесе Послание Ефесской Церкви (Откр. <...> 2,1-7) История археологических раскопок в Ефесе смирна История города Язычество и христианская миссия в Смирне Послание Смирнской Церкви (Откр. <...> 2,8-11) История археологических раскопок в Смирне Пергам История города и царства Язычество и христианская миссия в Пергаме Послание Пергамской церкви (Откр. <...> 2,12-17) История археологических раскопок в Пергаме Фиатира История города Язычество и христианская миссия в Фиатире Послание Фиатирской Церкви (Откр. <...> 2,18-29) История археологических раскопок в Фиатире сардис История города и царства Язычество, иудаизм и христианская миссия в Сардисе Послание Сардисской <...>
Семь_Церквей_Апокалипсиса.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.35
Стр.67
Семь_Церквей_Апокалипсиса.pdf
Протоиерей Георгий Урбанович СЕМЬ ЦЕРКВЕЙ АПОКАЛИПСИСА ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Протоиерей Георгий Урбанович СЕМЬ ЦЕРКВЕЙ АПОКАЛИПСИСА ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Стр.1
Стр.2
Протоиерей Георгий Урбанович СЕМЬ ЦЕРКВЕЙ АПОКАЛИПСИСА Церковно-археолоГический очерк СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ 2011
Стр.3
УДк 27-249-254 + 904(392) ББк 86.37 + 63.4(3) У69 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС – 11 – 104 – 0287 Предисловие рецензенты: Казаков М.М., доктор исторических наук Ростислав Снигирёв, прот., доктор богословия Димитрий Юревич, прот., кандидат богословия Александр Тимофеев, свящ., кандидат богословия верстка: Филиппенков В. А. Протоиерей Георгий Урбанович У69 сеМЬ Церквей аПокалиПсиса. Церковно-археологический очерк. – Смоленск, 2011. – 264 с.:ил. ISBN 978-5-9902770-1-4 В книге представлен анализ исторических и библейско-археологических материалов, связанных с изучением Посланий Семи Церквам Книги Откровения св. Иоанна Богослова. Последовательно рассматриваются исторические и религиозно-политические события жизни малоазийских городов, которым ап. Иоанн Богослов адресует свои послания. Сосуществование христианства и язычества в первые века – апостольская миссия в Малой Азии, столкновения с языческим миром, акты мученичества и исповедничества – всё это представляет интерес для изучения как новозаветной истории, так и истории раннего христианства. Автор уделяет особое внимание становлению и распространению культа императора в восточных провинциях Римской империи, сопоставляя исторические реалии с образами и символами авторитарной власти, которые нашли отражение в Книге Апокалипсис. Церковно-археологический аспект книги затрагивает очень непростую тему взаимоотношений христианства и язычества в IV–V вв. и на примере памятников архитектуры свидетельствует о феномене десакрализации язычества в городах Западной Анатолии. В очерке подчеркивается огромная информативность современных археологических раскопок на территории Турецкой Республики, несомненно, важных для понимания многих страниц Священного Писания и церковной истории. Особую ценность представляют собственные наблюдения и впечатления, полученные во время путешествий в западный регион Малой Азии на места археологических раскопок. Книга адресована как преподавателям и студентам богословских учебных заведений, так и тем, кто интересуется вопросами библеистики, христианской истории и археологии. ISBN 978-5-9902770-1-4 УДК 27-249-254 + 904(392) ББК 86.37 + 63.4(3) © Г. Урбанович, 2011 © "Август Борг", 2011 Глава I. Западная анатолия: исторический экскурс Глава II. религиозно-исторический контекст книги апокалипсис Малоазийская миссия святого апостола Иоанна Богослова Культ императора и христианство Церковь и власть в образах Книги Апокалипсис Апокалиптическая литература и Книга Откровения Иоанна Богослова Послание Семи Церквам Книги Апокалипсис Глава III. семь Церквей апокалипсиса в свете богословских и историко-археологических исследований ефес История города Язычество и христианская миссия в Ефесе Послание Ефесской Церкви (Откр. 2,1-7) История археологических раскопок в Ефесе смирна История города Язычество и христианская миссия в Смирне Послание Смирнской Церкви (Откр. 2,8-11) История археологических раскопок в Смирне Пергам История города и царства Язычество и христианская миссия в Пергаме Послание Пергамской церкви (Откр. 2,12-17) История археологических раскопок в Пергаме Фиатира История города Язычество и христианская миссия в Фиатире Послание Фиатирской Церкви (Откр. 2,18-29) История археологических раскопок в Фиатире сардис История города и царства Язычество, иудаизм и христианская миссия в Сардисе Послание Сардисской Церкви (Откр. 3,1-6) История археологических раскопок в Сардисе 9 28 29 42 56 59 63 69 70 70 74 80 82 118 118 121 126 130 134 134 138 143 146 163 163 165 168 171 173 174 179 184 185 3 содержание 5
Стр.4
Содержание Филадельфия История города Язычество и христианская миссия в Филадельфии Послание Филадельфийской Церкви (Откр. 3,7-13) История археологических раскопок в Филадельфии лаодикия История города Язычество, иудаизм и христианская миссия в Лаодикии Послание Лаодикийской Церкви (Откр. 3,14-22) История археологических раскопок в Лаодикии Заключение Приложения Индекс персоналий Хронологический указатель имён и династий Словарь терминов Библиография 197 197 198 202 204 209 209 212 216 220 228 230 230 232 246 257 Предисловие Основной темой настоящего очерка является анализ исторических и библейско-археологических материалов, связанных с изучением 2–3 глав (Посланий Семи Церквам) Книги Откровения св. Иоанна Богослова. Исследование самой разнообразной толковательной литературы на Книгу Откровения привело к мысли о том, что без какого-либо твёрдого объективного основания любой комментарий будет плодом личного «творчества» автора. В качестве такого фундамента предлагается принять исторические события, связанные с каждой упомянутой в Откровении церковью и результаты археологических раскопок, эту историю иллюстрирующие. Чтобы выйти за рамки «кабинетного изучения» этой непростой темы, были предприняты поездки на места археологических изысканий в западный регион Малой Азии (ныне Турецкой Республики). В ходе изучения различных историко-археологических материалов стало очевидным, что в каждом из семи посланий Церквам Малой Азии св. Иоанн указывает на следующие аспекты: – основные вехи истории города и церкви, в определённой степени формирующие настоящее и предопределяющие будущее; – многочисленные реалии жизни христиан, язычников и иудеев в конце I века; – дальнейшие судьбы городов и церквей западной Анатолии. Отмеченная историко-богословская многоаспектность Посланий Семи Церквам св. Иоанна оправдывает и многоплановость, и определённую эклектичность представленного очерка. Основная цель исследования – дать возможность максимально глубокого и осмысленного прочтения Книги Откровения, а историко-археологический анализ призван выступить в роли объективного инструментария. Известный современный библеист Реймонд Браун отмечает, что, приступая к изучению Книги Откровения, мы не должны забывать, что рассказ об апокалиптических видениях предназначался для христиан перечисленных городов, а «Письма к семи церквам» (2:1-3:22) дают нам больше сведений о группе церквей западной части Малой Азии, чем большинство других посланий Нового Завета» (Браун Р. Введение в Новый Завет. – М., 2007. – Т. II, – С. 400). Первым и, несомненно, удачным опытом комментирования апостольской истории на фоне выводов археологии можно считать работы английского археолога и филолога сэра Уильяма Рамсея. Получив образование 4 5
Стр.5
предисловие в Германии в середине XIX века, он был твердо убеждён, что книги Нового Завета не несут объективной исторической информации и написаны были не ранее, чем в середине II века. Однако в ходе 30-летних археологических исследований городов Малой Азии, Рамсей пришёл к совершенно иным выводам. Вот что он писал на рубеже XIX–XX вв. относительно Книги Деяний: «Лука является первоклассным историком; мы говорим не только о том, что все его фактические свидетельства достойны доверия... этот автор заслуживает того, чтобы быть поставленным в ряд с величайшими историками мира. Историческая работа Луки не имеет себе равных по достоверности» (Ramsay Sir William. St. Paul the traveller and the Roman citizen. – Michigan, 1963. – Р. 7–9). Рамсей убедительно доказал, что в свете археологических открытий книги Нового Завета отражают историческую ситуацию второй половины I века, а не какого-либо более позднего времени. В 1904 году он выпускает книгу «The Letters to the Seven Churches of Asia», которая явилась совершенно новым вариантом прочтения первых глав Книги Откровения, основанным прежде всего на материалах археологических исследований. С точки зрения новейшей новозаветной археологии эта книга уже не представляет научной актуальности, но она открывает возможность использования этого подхода для дальнейших исследований. Из русскоязычных описаний следует упомянуть важный источник информации исторического характера – «Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе» Авраама Сергеевича Норова, изданный в Санкт-Петербурге в 1847 году. А.С. Норов, член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, председатель Археографической комиссии, Министр народного просвещения (1853–1858), после оставления военной службы в 1823 году совершил продолжительное путешествие по территории Османской империи с целью исторического описания Семи церквей Апокалипсиса, спустя XVIII столетий после написания св. Иоанном своих пророчеств. В своём исследовании А.С. Норов обратил внимание на то, что предсказания Книги Откровения о каждой церкви какимто образом связаны с её дальнейшей судьбой. В настоящем очерке будут приводиться фрагменты из книги А.С. Норова как важное и практически единственное полное историко-богословское свидетельство о состоянии семи городов-церквей в начале XIX в. на территории Турции. Описывая в историко-археологическом ключе Семь Церквей Апокалипсиса и, представляя достаточно широкий спектр археологических изысканий, автор столкнулся с тем, что на русском языке литература по новозаветной археологии Малой Азии отсутствует – это объясняет некоторую объёмность материала. При написании предлагаемого очерка были использованы как исследования общего характера: Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. – Istanbul. 2007; Fatih Cimok. A Guide to the seven Churches. – Istanbul, Turkey, 2009; John McRay. Archaeology and the New Testament. – Michigan, 1991; Clyde E. Fant and Mitchell G. Reddish. 6 A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. – Oxford, University press, 2003; Flynn, Vernon, P. The Seven Churches Today. – Istanbul, 1963, так и отдельные монографии и статьи, представляющие результаты исследований, проведенных сотрудниками английских, австрийских, немецких, американских и турецких археологических экспедиций в каждом из семи городов Анатолии. Обосновывая историко-археологический принцип прочтения Посланий к Семи Церквам, представилось целесообразным предложить следующую структуру книги: Глава I. Западная анатолия: исторический экскурс. Материал данной главы не только рассказывает о судьбе региона вплоть до XX века, но и представляет небольшой по объёму культурно-исторический экскурс, поясняющий некоторые особенности устройства и развития семи городов Апокалипсиса. Глава II. религиозно-исторический контекст книги апокалипсис включает пять разделов, являющихся введением в основную часть очерка. Особенность раздела «Малоазийская миссия святого апостола Иоанна Богослова» заключается в том, что он основан прежде всего на анализе различных апокрифических версий Деяний Иоанна, т.к. в Евангелиях и Книге Деяний нет подробного жизнеописания ап. Иоанна Богослова. При работе с апокрифами использовался материал, ставший частью церковного предания и не противоречащий данным исторических и археологических исследований. Раздел «Культ императора и христианство» можно характеризовать как историческое введение в основную тему. Несомненным является факт, что религиозным фоном Книги Откровения является столкновение Церкви и культа императора, ставшего официальной идеологией Римской империи с конца I века. В разделе представлена история становления культа императора в западной Анатолии и его основные внешние формы. В разделе «Церковь и власть в образах Книги Апокалипсис» рассматривается противостояние Церкви культу императора в I веке на анализе отдельных фрагментов Книги Откровения и некоторых эпизодов из жизнеописания св. Иоанна Богослова. Содержание раздела «Апокалиптическая литература и Книга Откровения Иоанна Богослова» вводит в проблематику библейского апокалиптического жанра и указывает на особое место, занимаемое в нём Книгой Откровения Иоанна Богослова. В представленном разделе рассматриваются основные идеи апокалиптической литературы и различные подходы к её пониманию. Введение в Послания Семи Церквам. Этот раздел представляет собой введение в основную тему исследования: – «Семь Церквей Апокалипсиса». Здесь предлагается анализ основных идей первой главы Книги Откровения и рассматривается общая структура посланий Семи Церквам. 7
Стр.6
предисловие Глава III. семь Церквей апокалипсиса в свете богословских и историко-археологических исследований раскрывает Послания во всей их богословской и исторической многогранности. Описание каждого из семи городов Апокалипсиса подчинено определённой схеме, состоящей из четырех частей: «История города» представляет особенности исторического развития города или региона, повлиявшие на его дальнейшую судьбу и нашедшие отражение в послании св. Иоанна. «Язычество и христианская миссия в …» рассказывает о проблемах, с которыми приходилось сталкиваться церкви, и об особенностях развития христианской общины в каждом регионе. Комментарий «Послания … церкви» построен на основании богословского анализа исторических фактов и данных археологических исследований в этом городе. «История археологических раскопок в …» описывает результаты современных археологических исследований, которые позволяют лучше понять отдельные главы Книги Откровения и имеют непосредственное отношение к раннехристианской истории. Поскольку предлагаемый очерк охватывает достаточно широкий пласт исторических событий и археологических исследований, представилось необходимым включить Приложения, в которые входят Индекс персоналий, Хронологический указатель имён и династий и Словарь терминов. Хронологический указатель имён и династий представляет собой краткие сведения о правителях и политических деятелях, оказавших влияние на судьбы городов западной Анатолии, Словарь терминов дает необходимый историко-археологический инструментарий. ГЛАВА I ЗАПАДНАЯ АНАТОЛИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС 8 9
Стр.7
ГлАвА II. Религиозно-исторический контекст Книги Апокалипсис Существует соблазн недооценивать эти главы, но они имеют первостепенное значение для понимания всей книги. Как уже говорилось выше, здесь дается больше информации о церквах западной Анатолии, чем во всех остальных книгах Нового Завета. Когда переходим к чтению грандиозных видений последующих глав, нужно постоянно помнить, что они адресованы христианам именно этих общин. Непонимание Книги Откровения частично основано на убеждении, что она адресована Церквам нашего времени и зашифрована неким кодом, который можем расшифровать именно мы. На самом деле символизм Откровения может и должен быть понят прежде всего из исторического контекста I века и лишь затем адаптирован к нашему времени. Именно в этих посланиях-обращениях и содержатся ценнейшие сведения о жизни христианских малоазийских общин I века. Есть достаточно серьёзное предположение, что эти послания или части общего послания передавались как одно сообщение и написаны они были не для домашнего чтения, а для церковной проповеди с целью сохранения общин в твёрдой вере, а также ободрения и утешения перед грозными наступающими событиями, описанными далее. Письма начинаются схожими приветствиями адресата и заканчиваются одинаковыми выражениями. В первом видении св. Иоанну приказано передать, что он видел, Семи Церквам: Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса; Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию (Откр. 1, 9-11.) Видение было явлено св. Иоанну в день Господень – воскресенье, оно сопровождалось громким голосом. Громкий голос – это общий мотив эсхатологических видений в Ветхом Завете, он характеризует вдохновение Святым Духом и поэтому текст пишется под диктовку. В библейских рассказах трубный зов возвещает Божественный суд. Через церковь св. Иоанн обращается к конкретной общине, которая существует в каждом из этих городов. В избрании адресата Семи Церквей он, скорее всего, руководствовался принципом близких личных связей с общиной и удобным географическим расположением городов на известных дорогах. Английский археолог Уильям Рамсей предположил, что эти города располагались на почтовом тракте, объединявшем самые значимые города провинции Проконсульская Асия (The letters to the seven churches of Asia. – London, 1904, – P. 183). 64 Семь Церквей Апокалипсиса. Общая протяжённость пути составляла почти 700 километров: Ефес – Смирна – 90 км; Смирна – Пергам – 105 км; Пергам – Фиатира – 85 км, Фиатира – Сардис – 90 км; Сардис – Филадельфия – 58 км; Филадельфия – Лаодикия – 110 км; Лаодикия – Ефес – 160 км. Ко времени св. Иоанна христианские общины существовали в Западной Анатолии уже в течение нескольких десятилетий, ожидая Второго Пришествия, но явления Иисуса Христа, предсказанного как Страшный Суд, не происходило. После десятилетий ожидания христиане, возможно, оглядывались назад и убеждались, что ни их положение в обществе, ни их 65 послание Семи Церквам Книги Апокалипсис
Стр.35
ГлАвА III. Смирна В истории толкования Книги Откровения было немало попыток сопоставления отдельных «Церквей Апокалипсиса» с какими-то историческими событиями в жизни христианской цивилизации. История показала, что ни одно из подобных толкований Апокалипсиса нельзя принимать в полной мере. Вполне допустимо предположение, что в каждом «письме» дано пророчество для конкретной малоазийской церкви. В послании Смирнской церкви критики нет – эта церковь, как большая митрополия, реально существовала до 1922 года на территории мусульманского государства. У толкователей обычно возникал и возникает вопрос – что означают последние стихи этого послания, адресованные всей церкви: «и будете иметь скорбь десять дней. Будь же верен до смерти, и дам тебе венец жизни»? Варианты толкований, связанные с гонениями конца I века, убедительны лишь отчасти. В начале XX века в Смирне происходили события, которые вполне можно расценивать и как исполнение пророчеств Книги Откровения для конкретной Церкви. Осенью 1922 года в городе произошло страшное столкновение турецкого и греческого населения, записанное в истории как «смирнская катастрофа». Кровопролитие началось 28 августа, усилилось 9 сентября и закончилось 17 сентября. За 10 дней было уничтожено практически всё православное население Смирны, по некоторым источникам, до 100000 человек. Эти события были описаны американскими и европейскими свидетелями, исполнявшими в Смирне дипломатические или военные миссии в 1922 году (Э.Хемингуэй. В порту Смирны. – М., 2009). Сегодня в Измире о христианской Церкви напоминают лишь немногочисленные археологические находки – есть все основания предполагать, что страшное пророчество Книги Откровения об этой Церкви исполнилось через 18 столетий. послание Смирнской Церкви (Откр. 2,8-11) Фотографии Смирнских событий 9–17 сентября 1922 года, сделанные с борта английских и американских кораблей (http://dsmitry.ru/Greco-Turkish War 1919–1922) Митрополит Смирнский Хризостом (1867–1922), мученически погибший и канонизированный греческой церковью 128 129
Стр.67