Российская академия наук
Институт научной информации по общественным наукам
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЫ
URGENT PROBLEMS OF EUROPE
Сборник научных трудов
2010 № 1
Сборник научных трудов
2010 – № 1
Издается с 1992 г.
Выходит 4 раза в год
Москва
2010
1
Стр.1
УДК 331.5
ББК 66.2
А 43
Центр научно-информационных исследований
глобальных и региональных проблем
ИНИОН РАН
Т.Г. Пархалина – кандидат исторических наук, главный
редактор, О.А. Жирнов – кандидат исторических наук,
Т.С. Кондратьева, Е.А. Нарочницкая – кандидат исторических
наук, зам. главного редактора, О.Н. Новикова – кандидат
исторических наук, И.С. Новоженова – кандидат исторических
наук, Б.С. Орлов – доктор исторических наук,
А.К. Субботин – доктор экономических наук, Э.К. Хижный –
кандидат экономических наук.
Отдел Западной Европы и Америки
Редакционная коллегия:
доктор экономических наук А.К. Субботин
Редактор-составитель выпуска –
А 43
of Europe: Сб. научн. тр./ РАН ИНИОН. Центр научноинформ.
исслед. глобал. и регионал. пробл. Отд. Зап. Европы
и Америки; Ред. кол.: Т.Г. Пархалина (гл. ред.) и др. –
М.: ИНИОН, 2010. – № 1: Бизнес-образование в Европе и
России = Business education in Europe and Russia / Ред.сост.
вып. А.К. Субботин. – 248 с.
Актуальные проблемы Европы = Urgent problems
Представленные материалы раскрывают особенности различных
научных школ, на которых основывается современное бизнес-образование
в России и за рубежом, а также содержание конкурентной борьбы,
ведущейся между группами глобальных компаний и странами,
стоящими за ними. Динамика развития бизнес-образования в России
сопоставляется с темпами роста бизнес-школ в новых странах – членах
ЕС. Особое внимание уделяется качеству бизнес-образования в России, а
также роли англо-американской школы в ее становлении.
Для научных работников, преподавателей высшей школы, аспирантов,
студентов, администрации частных компаний, представителей
государственных организаций.
Presented articles show specificities of different scientific schools,
which are the basis of business education in Russia and abroad, as well as the
content of competitive fighting between groups of global companies and
countries behind them. Dynamics of Russian business education development
is compared with the expansion rate of business schools in new EU
members state. Special emphasis is made on quality of Russian business education
as well the role of Anglo-American school in its formation.
For researchers, higher school professors, graduate students, students, the
administration of private companies, governmental organizations.
ББК 66.2
УДК 331.5
ISSN 0235-5620
2
© ИНИОН РАН 2010
Стр.2
Об авторах
About authors ...................................................6
От редакции
Editor’s note .........................................................9
А.К. Субботин
A.K. Soubbotin
Глобальный кризис: Система вызовов через
призму мирового бизнес-образования
Global crisis: system of challenges through
the prism of the world business education .............14
О.Э. Петруня, М.А. Шуршалина
O.E. Petrunya, M.A. Shurshalina
Глобальный кризис и перспективы бизнесобразования
в России
Global crisis and prospects for business
education in Russia ..............................................................35
M.Д. Сегаль, Е.М. Алымова
M.D. Segal, E.M. Alymova
Бизнес-образование и человеческие ресурсы:
Российский и европейский опыт
Business education and human resources: Russian and
European experience ......................................................................63
А.А. Субботин
A.A. Soubbotin
Подготовка топ-менеджеров для глобальных компаний
Европы
Training of top-managers for global companies of Europe .............81
В.А. Чумаков, Ю.Ю. Максимова
V.A. Chumakov, Yu.Yu. Maksimova
Подготовка кадров для власти, бизнеса и гражданского
общества в Европе и России
3
Стр.3
Personnel training for state
structures, business and civil
society in Europe and Russia ..............103
В.С. Куликов
V.S. Kulikov
Бизнес-школы в странах Восточной
и Юго-Восточной Азии: Британская
компонента методологии
Business schools in the countries of East
and South East Asia: British component
of Methodology .................................................121
E.В. Маклакова
E.V. Maklakova
Проблемы межкультурной коммуникации
как средства повышения эффективности
бизнес-образования в Европе и России
Problems of intercultural communication as
the instrument of business education efficiency
growth in Europe and Russia .......................................136
Е.М. Васильева
E.M. Vasilyeva
Экономика и организация отраслевых рынков
в российском бизнес-образовании
Economics and organization of branch markets
in Russian business education ...............................................150
В.Н. Лившиц, С.А. Панов
V.N. Livshits, S.A Panov
Модели экономик и их отражение в системах
бизнес-образования
Models of economies and their reflection in the systems
of business education ........................................................................168
А.А. Лаптев
A.A. Laptev
Бизнес-образование в России: Альтернативы
процесса и результатов
Business education in Russia: alternatives of the procedures
and results .....................................................................................................190
4
Стр.4
А.Г. Коржубаев,
И.В. Филимонова, Л.В. Эдер
A.G. Korjubaev,
I.V. Filimonova, L.V. Eder
Концепция бизнес-образования на
факультете иностранных языков
Новосибирского государственного
университета
A concept of business education at the
department of foreign languages of
Novosibirsk State University ...........................210
Э.Р. Байбурина, Т.В. Головко
E.R. Bayburina, T.V. Golovko
Программа «Мастер делового
администрирования»: Опыт крупнейших
мировых школ бизнеса
Programs «Master of Business Administration»:
experience of largest world business schools ...........222
5
Стр.5