О правде, лжи и детской фантазии / 118 Раздел 5. <...> Предисловие П од развивающим чтением мы понимаем восхождение читателя к постижению нравственных ценностей, отраженных в художественной литературе. <...> Среди них: «В ответе за тех, кого приручил», «Совесть, или Суд над собой», «О правде, лжи и детской фантазии», «О силе воли и силе духа», «Доброта – счастью сестра» и др. <...> «Полынья» / 14 / Раздел 1 / СОВЕСТЬ, ИЛИ СУД НАД СОБОЙ О рассказе Виктора Голявкина «Совесть» Э то смешной и одновременно грустный рассказ, как и многие произведения этого писателя. <...> Рассказ входит в сборник его лучших рассказов о детстве «Конь с розовой гривой». <...> Текст рассказа: Э то было давно, лет может сорок назад. <...> Но больше всего Борька осознал свою вину перед бабкой, когда ее не стало. <...> Текст рассказа (с небольшим сокращением): том будила зятя и дочь… Подходила к Борьке: «Вставай, батюшка мой, в школу пора! <...> Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал: «Бабка, поесть! <...> О рассказе Юрия Нагибина «Старая черепаха» Е сли в рассказе В. <...> Он засунул маленьких черепашек к себе под рубашку и направился к дому, где находилась старая черепаха, чтобы забрать ее у нового хозяина, а ему отдать молодых. <...> Днем старая черепаха всегда хоронилась в укромных местах: под платяным шкафом, под диваном, уползала в темный захламленный чулан. <...> Самым серьезным из них был Лешка, умеющий рассказывать интересные истории и придумывать что-то необычное. <...> Валерка – его друг – очень любил слушать Лешкины рассказы. <...> Лешка взял трехлитровую банку, чтобы бросать в нее рыбешек, которые оказались на льду. <...> Чего только Валерка не передумал в эту ночь. <...> Стоя в похоронной процессии, Валерка услышал, что какой-то мужчина видел ребят на реке. <...> Но через несколько дней, увидев Валерку, она пригласила его к себе домой, чтобы в память о друге отдать Лешкин аквариум. <...> Лешкина коричневая спортивная шапочка, как пробка, вновь выторкнулась из воды, и дикий <...>
Профессиональная__библиотека_школьного_библиотекаря._Серия_1_№3_2015.pdf
ББК 7839
Т 46
Тихомирова И.И. ДОБРУ ОТКРОЕМ СЕРДЦЕ: ШКОЛА РАЗВИВАЮЩЕГО
ЧТЕНИЯ
(читаем, размышляем, выражаем в слове):
Метод. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных
произведений для обсуждения с подростками / И.И. Тихомирова. — 2-е изд. – М.: РШБА,
2015. – 344 с. – (Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1. Вып. 3)
Книга одного из лучших специалистов по чтению в стране И.И. Тихомировой раскрывает
новый аспект темы чтения.
Издание представляет собой своеобразный обучающий курс по нравственному воспитанию
подростков на материале чтения и обсуждения литературных произведений. Созданное
в рамках проекта РШБА «Читающая мама – читающая Россия», пособие предназначено
школьным библиотекарям и родителям подростков для проведения семейных
чтений.
Оно может быть также использовано учителями начальной и средней школы для уроков
внеклассного чтения по нравственной тематике.Цель – гуманизировать сознание детей,
опираясь на анализ поведения литературных героев и сопереживание с ними. За основу
взят «оперативный» для воздействия на читателя жанр рассказа, раскрывающий близкую
опыту подростка ту или иную жизненную ситуацию и ее разрешение. Отобранные для обсуждения
лучшие рассказы отечественных авторов сгруппированы в тематические циклы:
«В ответе за тех, кого приручил», «Совесть, или Суд над собой», «О шутке – всерьез»,
«О силе воли и силе духа» и др.
Каждый цикл содержит введение в тему, методические аннотации на содержащиеся в
цикле рассказы, вопросы для обсуждения и список дополнительной литературы по об
суждаемой теме. Книга призвана помочь библиотекарям, учителям, родителям разви
вать в детях способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение персонажей, их
взаимоотношения, вдумываться в сложность человеческих характеров и обстоятельств,
включать читаемое в контекст собственной жизни. Нравственное воспитание в пособии
сочетается с формированием культуры чтения и литературно-критического мышления.
К пособию прилагаются тексты обсуждаемых рассказов.
ISBN 978-5-91540-130-2
© Русская школьная библиотечная ассоциация, 2015
© И.И. Тихомирова, 2015
Стр.5
Содержание
Предисловие / 7
Раздел 1. Совесть, или Суд над собой / 13
Раздел 2. Быть или казаться / 51
Раздел 3. О шутке всерьез / 91
Раздел 4. О правде, лжи и детской фантазии / 118
Раздел 5. О силе воли и силе духа / 155
Раздел 6. «Что есть красота?» / 190
Раздел 7. Доброта – счастью сестра / 226
Раздел 8. Дружба истинная и ложная / 258
Раздел 9. «В ответе за тех, кого приручил» / 290
Раздел 10. Чтение – души движение / 310
Заключение / 333
Указатель авторов и названий рассказов
для обсуждения / 341
Стр.6