Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель
РФ, ректор НИПКиПРО
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела кадровой политики Министерства образования,
науки и инновационной политики
области
Новосибирской
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по
информационным технологиям МПГУ, и.о. зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального
образования МПГУ, г. Москва
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
зав. каф. педагогики Педагогического института Южного
федерального университета, заслуж. учитель РФ,
г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Любовь Трошкина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.12.16. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 12,5. Заказ № 58. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2016
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф., вицепрезидент
РАО, г. Москва
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ст. науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра
исследований инновационной деятельности в профессиональном
образовании Кузбасского регионального
института развития профессионального образования,
г. Кемерово
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Трошкиной
почетный работник
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Классно-урочная система:
от прошлого к будущему
Удивляют сарказм и лицемерие, с которыми некоторые
«современные», «продвинутые» педагоги говорят о поурочной
системе Яна Амоса Коменского, которой уже более
350 лет. «Сколько еще можно ее терпеть?» — считают они.
Дескать, существуют современные сетевые электронные
средства, позволяющие детям учиться самостоятельно,
индивидуально, и зачем уроки и школа как таковые, а тем
более классно-урочная система?
О современном уроке, о его особенностях и ключевых
направлениях организации учебно-познавательной деятельности
учащихся в структуре урока проведено немало
исследований, разработаны методические рекомендации,
написаны научные труды. Тем не менее, внимание уроку в последние полтора-два десятилетия резко
уменьшилось по сравнению с 60–80 гг. ушедшего столетия. По какому-то негласному соглашению все проблемы
урока отданы компьютерной технике, которая якобы всесторонне должна обеспечить высокое его
качество. Крайне опасное заблуждение. Безусловно, роль современных электронных средств в системе
обучения-воспитания при их правильном использовании велика, но заменить учителя, урок они не могут.
Мало того, роль учителя при использовании современных электронных средств обучения усиливается, а
учитывая тот факт, что наряду с индивидуальным, дифференцированным обучением, очень важным является
обучение в коллективе, становится очевидным доминировние роли учителя.
Ян Амос Коменский снабдил нас классно-урочной системой обучения и воспитания, являющейся актуальной
и сегодня, хотя она и претерпевает эволюционные изменения (особенно в сторону усиления
самостоятельности детей). Понятно, что постепенно (а иначе и быть не может) она перерастет в такие
формы, которые будут заметно отличаться от сегодняшних. Если сам создатель классно-урочной системы
рассматривал урок как форму для сообщения знаний группе учащихся (классу), то в нынешних условиях
делается упор на организацию самостоятельной исследовательской работы детей на уроке. Идеи развивающего
обучения являются доминирующими, но трудно внедряемыми, так как «генетически» (то есть как
была изначально задумана классно-урочная система) сообщать готовые знания группе людей для учителя
проще и понятнее. Отказаться же от организации обучения детей в группе (классе) нельзя, так как становление
человека, его социализация обеспечиваются только в коллективе. В связи с этим разработаны многие
активные, групповые формы учебной деятельности учащихся на уроке (технология развивающейся
кооперации, система групповых микросеминаров, взаимозачеты, обмен результатами исследовательской
деятельности и т. д.). Главное, что лежит в основе самостоятельной исследовательской работы — это гносеологический
подход в обучении, заключающийся в отражении в учебной деятельности детей деятельности
ученого-исследователя. Если мы будем знать основные, обобщенные этапы научного творчества
ученого и научимся их отражать в учебной деятельности детей, то интерес у них к познанию нового резко
усилится. Почему? Потому что в человеке в течение многих столетий (даже тысячелетий) выработалась
тяга к познанию мира, тяга на уровне познавательного интереса (от любознательности — к разработке
объективных научных истин). Поэтому генетически у детей от рождения заложена тяга к познанию окружающей
действительности. Взрослым же (то есть учителям, родителям) необходимо научиться грамотно
эту тягу «разбудить». А у каждого ребенка она заложена на разной глубине, с различными оттенками (естественнонаучными,
гуманитарными, музыкальными и т. д.).
На наш взгляд, сейчас необходимы мощные психолого-педагогические усилия (вместе с тем и значительные
материально-технические вливания) направить на повсеместную реализацию творческой деятельности
обучающихся в условиях классно-урочной системы (это возможно, и положительных примеров
тому много!). И если Ян Амос Коменский более 350 лет лет назад подарил человечеству классно-урочную
систему, то нынешнее поколение педагогов и воспитателей должно внести свой весомый вклад в систему
развития творчества всех обучающихся детей.
Стр.2
В номере:
АБРИС ПРОБЛЕМЫ
А. В. Молокова
Потенциал педагогического наставничества
в реновации российского образования
М. Н. Фроловская
Педагогическая поддержка одаренности
Т. А. Поцукова
Концептуальные вопросы совершенствования
системы повышения профессиональной квалификации
руководителей образовательных организаций
Т. В. Смолеусова
Компетентностный подход в повышении
квалификации учителей
С. А. Быков
Критерии оценивания качества
профессионального педагогического образования
А. К. Быков
Активные и интерактивные формы
проведения учебных занятий в повышении
квалификации работников образования
Г. М. Вартапетова, А. Ю. Горбунова, О. П. Пецух
Стандартизация образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья:
педагогические и организационные аспекты
Т. В. Порядина, О. М. Пальянова, М. И. Якуба,
Л. А. Холина
Образовательная среда как фактор
профессионального самоопределения
обучающихся
Ю. Г. Молоков
Подготовка молодежи к труду —
устаревшая идея или завтра нашей школы?
В НАУЧНОМ ПОИСКЕ
А. В. Молокова, Н. С. Лукашенко
Педагогический скетчинг — эффективная
форма повышения квалификации учителя
Н. В. Храмцова
Метапредметность — реальность
современного образования
О. В. Григоренко, И. Б. Шмигирилова
Когнитивная визуализация как средство
формирования познавательной
компетентности школьников
Е. В. Асауленко
Применение модели черного ящика
при контроле знаний
С. Г. Плотников, С. Г. Ивлева
Изменения в профессиональном и жизненном
самоопределении старшеклассников,
живущих в современном мегаполисе
42
47
52
57
62
Е. А. Крамер
Воспитание ответственной личности
в теории науки и педагогической практике
И. В. Гуркова
Организация эффективной работы
с орфоэпическим словарем в начальной школе
ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛОВ
Методы обучения: традиционные и новые
Библиографический обзор
Подготовила Е. С. Карамнова
Содержание за год
100
103
93
97
5
9
13
17
21
24
28
33
38
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
А. П. Сегал
Опережая время. Памяти А. М. Гендина
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ
М. К. Романченко
Профессиональное образование
в России и за рубежом
Х. Курбонзода
Система повышения квалификации учителя
в Таджикистане
ЗАОЧНЫЙ ПЕДСОВЕТ
Л. В. Иванникова
Развитие познавательной активности
будущих педагогов
во внеаудиторной деятельности
И. Н. Вольхина
Логические умения как предмет оценки
метапредметных результатов обучения
математике в школе
Н. А. Ким, Т. А. Свиридова
Организация образовательного процесса
с использованием дистанционных технологий
Н. С. Матвеева, Д. Ю. Чупин
Дополнительное
профессиональное образование в системе СПО
НАШ МЕТОДКАБИНЕТ
66
70
74
78
82
86
89
Стр.3
Contents
PROBLEM OUTLINE
A. V. Molokova
The Potential of Teacher Mentoring
in the Renovation of Russian Education
M. N. Frolovskaya
Pedagogical Supervision of Gifted Children
T. A. Potsukova
Conceptual Issues of Improving the System of
Professional Development for Heads of Educational
Institutions
T. V. Smoleusova
Competence-based Approach to Teachers
Professional Development
S. A. Bykov
Criteria for Assessing the Quality of Vocational
Teacher Education
A. K. Bykov
Active and Interactive Forms of Training Sessions
in Professional Development of Teachers
G. M. Vartapetova, A. Yu. Gorbunova,
O. P. Petsukh
Standardized Teaching of Students with Limited
Health Capabilities: Pedagogical and
Organizational Aspects
T. V. Poryadina, O. M. Palyanova,
M. I. Yakuba, L. A. Kholina
Educational Environment as a Factor
of Professional Self-Determination of Students
Yu. G. Molokov
Preparing Younger Generation for Labor: Is it an Old
Idea or Our School of Tomorrow?
RESEARCH QUEST
A. V. Molokova, N. S. Lukashenko
Pedagogical Sketching as an Effective Form
for Teacher’s Professional Development
N. V. Khramtsova
Metadisciplinarity as a Reality of Modern Education
O. V. Grigorenko, I. B. Shmigirilova
Cognitive Visualization as a Means of Developing
Students’ Cognitive Competence
E. V. Asaulenko
The Application of the Black Box Model
for Knowledge Controlling
S. G. Plotnikov, S. G. Ivleva
Changes in Professional and Personal
Self-Determination of High School Students Living
in the Modern Metropolis
42
47
52
57
62
5
9
13
17
21
24
28
33
38
TEACHERS’ PERSONALITY
A. P. Segal
Forestalling the Time.
In Memory of Alexander M. Guendin
EDUCATION ABROAD
M. K. Romanchenko, I. V. Syrmolotov
The Vocational Education in Russia and Finland
Kh. Kurbonzoda
Tajikistan Teacher Training System
TEACHERS’ COUNCIL BY
CORRESPONDENCE
L. V. Ivannikova
Developing Cognitive Activity of Future Teachers
by Means of Extracurricular Activities
I. N. Volkhina
Logical Skills as the Subject of Assessment
of School Interdisciplinary Learning Outcomes
for Mathematics
N. A. Kim, T. A. Sviridova
The Organization of Educational Process
on the Basis of Remote Technologies
N. S. Matveeva, D. Yu. Chupin
Additional Vocational Education in the SVE System
OUR TEACHERS’ ROOM
E. A. Kramer
Educating Responsible Person: Theory
and Practice
I. V. Gurkova
Effective Ways to Practice Orthоepic Dictionary
in Primary School
BOOKS AND JOURNALS REVIEW
Traditional and New Teaching Methods
Bibliographic review
Compiled by E. S. Karamnova
The Сontent for 2016
100
103
93
97
78
82
86
89
70
74
66
Стр.4