Московского университета Вестник Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Шадриков В.Д., Розов Н.Х., Боровских А.В. <...> Педагогическое образование в контексте диверсификации и реструктуризации подготовки педагогических кадров . <...> Проблемы осуществления научного руководства соискателями ученой степени кандидата наук . <...> Особенности ученического восприятия интерактивного стиля ведения уроков . <...> Влияние социально-психологических особенностей этнических групп на адаптацию подростков в образовательной среде . <...> Шадриков, Н.Х. Розов, А.В. Боровских (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) Анализируется традиция написания авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата / доктора педагогических наук с точки зрения качества сообщаемой информации о результатах проведенных исследований. <...> Опять же “по замыслу” считается важным, чтобы в оценке диссертационной работы приняло участие как можно большее число специалистов, — на это направлены и публичный характер защиты, и рассылка автореферата, и печатание работы “на правах рукописи”, которая передается в библиотеку. <...> Посмотрим более обстоятельно, как же автореферат педагогической диссертации “конкретно, четко и точно” отражает ее научное содержание. <...> Но использовать их для полноценного знакомства со всеми результатами диссертации оказывается чрезвычайно неудобно, а подчас и практически невозможно по причинам, которых мы коснемся позже. <...> В каждом автореферате педагогической диссертации обязательно содержатся слова: “Методологической основой исследования явились философия образования, педагогическая теория и концепции … <...> 5 Очевидно, что здесь диссертант просто следует укоренившейся в педагогике порочной традиции аргументации, когда место содержательных аргументов занимают изобильные ссылки [5]. <...> Но педагогические диссертации <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№3_2012.pdf
Московского
университета
Вестник
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Шадриков В.Д., Розов Н.Х., Боровских А.В. Автореферат … на соискание …
педагогических наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Педагогические размышления
Бордовский Г.А. Педагогическое образование в контексте диверсификации
и реструктуризации подготовки педагогических кадров . . . . . . . . . . . 119
Карпов А.О. К вопросу о целях образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Котляров И.Д. Проблемы осуществления научного руководства соискателями
ученой степени кандидата наук . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Реалии педагогического образования
Митина Л.М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный
личностно-развивающий подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Опыт практической педагогики
Сахарова М.В. Становление личности: вопреки или благодаря образовательной
системе (заметки преподавателя) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Шухардина В.А. Системное использование педагогических и информационных
технологий в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Слово мэтра
Моисеев Н.Н. Цивилизация XXI века — роль университетов . . . . . . . . . . . . 182
Чужая жизнь и берег дальний
Яо Ван. Образование как инструмент формирования национальной идентичности
малых народов КНР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Голоса молодых
Арчагов А.О.Особенности ученического восприятия интерактивного стиля
ведения уроков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
Силаева Я.В. Влияние социально-психологических особенностей этнических
групп на адаптацию подростков в образовательной среде . . . . . 108
Головко К.В., Курочкина К.В. Развитие творческих способностей школьников
на уроках информатики и во внеурочное время . . . . . . . . . . . . . . . 115
В перерывах между лекциями
Пуговкин А.П. Сундук мадам Простаковой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 3 • 2012 • ИЮЛЬ‒СЕНТЯБРЬ
Выходит один раз в три месяца
Стр.1
CONTENTS
Matter of Topical Interest
Shadrikov V.D., Rozov N.H., Borovskih A.V. Abstract … on competition … for pedagogical
sciences . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Pedagogical Ideas
Bordovsky G.A. Pedagogical education in terms of diversification and the restructuring
of teacher training . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Karpov A.O. On the issue of education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Kotliarov I.D. Problems in scientific direction of PH.D. studies . . . . . . . . . . . . . 138
Reality of Pedagogical Education
Mitina L.M. The psychology of teacher’s professional activity: systemic approach
of a personality’s development (teacher’s notes) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Experience of Practical Pedagogies
Sakharova M.V. Formation of personality: contrary to or thanks to the educational
system (teacher’s notes) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Shuhardina V.A. Systemic use of pedagogical and information technologies in education
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
The Word of Master
Moiseev N.N. The civilization of the XXI century — the role of universities . . . . 182
Foreign life and distant land
Yao Wang. Education as instrument of formation of small nations’ identity in
China . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Voices of Youth
Archagov A.O. The habits of student’s perception of interactive style geography
classes . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1104
Silaeva I.V. The influence of socio-psychological characteristics of ethnic groups
in the adaptation of teenagers in educational environment . . . . . . . . . . . . 1108
Golovko K.V., Kurochkina K.V. Creative abilities development at lessons of informatics
and after hours . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1115
During the Intervals
Pugovkin A.P.Madame Prostakova’s chest . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
© Издательство Московского университета,
“Вестник Московского университета”, 2012
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 3
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
АВТОРЕФЕРАТ … НА СОИСКАНИЕ … ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
НАУК
В.Д. Шадриков, Н.Х. Розов, А.В. Боровских
(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:
fpo.mgu@mail.ru)
Анализируется традиция написания авторефератов диссертаций на соискание
ученой степени кандидата / доктора педагогических наук с точки зрения
качества сообщаемой информации о результатах проведенных исследований.
Ключевые
слова: диссертация, педагогика, автореферат.
Состоявшееся в мае 2011 г. совместное заседание Президиумов
ВАК и РАО было посвящено очередному обсуждению того печального
факта, что качество слишком многих диссертационных исследований
по педагогическим наукам оставляет желать лучшего [1, 2]. В печати
(см., например, [3, 4]) появились обоснованные критические замечания
относительно значительного потока неудовлетворительных диссертаций
по педагогике и методике преподавания и различные предложения
по повышению их научного уровня.
Заметим, что борьба с некачественными диссертациями в педагогике
ведется уже не первый год. К сожалению, она ограничивается общими
(а потому имеющими нулевую эффективность) призывами к требовательности,
сопровождаемыми саркастическими примерами глупостей
из некоторых диссертаций. Безрезультатность этих действий порождает
естественную необходимость выявить глубинные причины долговременной
устойчивости наблюдаемого явления, проанализировать ситуацию
по существу, попытаться отыскать источники проблем и обсудить
конструктивные пути их решения.
В этой работе мы сосредоточим внимание главным образом на документе,
который называется “Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата / доктора педагогических наук”. Ибо имеющиеся
проблемы, связанные и с содержательностью результатов исследования,
и с формой их изложения, и с процедурой защиты, так
или иначе находят свое специфическое отражение в автореферате. Он
оказывается тем “прибором”, который позволяет увидеть все и сразу.
3
Стр.3