ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Научный журнал СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Издается с 2000 г. Выходит 4 раза в год Серия: Проблемы высшего образования. <...> СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ УКРЕПЛЯТЬ И РАЗВИВАТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ. <...> РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ . <...> ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК . <...> ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА АЛЕКСЕЕВ С. В., ГОСТЕВ Р. Г. СПОРТИВНОЕ ПРАВО КАК НОВАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА, ОБЛАСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА . <...> ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ . <...> ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРАМ В ПРОЦЕССЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ . <...> 59 ОГОЛЬЦОВА Е. Г. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ . <...> МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА . <...> СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . <...> ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА РОССИИ . <...> РОЛЬ ЛЕТНЕЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ВГУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ АБИТУРИЕНТА . <...> ОПЫТ РАБОТЫ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ЯЗЫКОВЫХ ЦЕНТРОВ В ВУЗЕ . <...> СОЗДАНИЕ СТАБИЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА ПО ИСТОРИИ В 1930-Е ГОДЫ. <...> ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ БОРОЗДИН И СТАНОВЛЕНИЕ АРХЕОЛОГИИ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ . <...> : ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА : ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД : МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (Г. ВОРОНЕЖ, 10–11 АПРЕЛЯ 2014 Г.) : В 2 Ч. <...> СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ PROCEEDINGS OF VORONEZH STATE UNIVERSITY ВЕСТНИК Scientifi c Journal SERIES: PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION First published in 2000 Published quarterly Series: Problems of Higher Education. <...> СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ УДК 378 УКРЕПЛЯТЬ И РАЗВИВАТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ Доклад Президента Российского Союза ректоров ректора МГУ имени М. В. Ломоносова <...>
Вестник_Воронежского_государственного_университета._Серия_Проблемы_высшего_образования_№3_2014.pdf
ВЕСТНИК
ВОРОНЕЖСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Издается с 2000 г.
Выходит 4 раза в год
Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 3. Июль – сентябрь
СОДЕРЖАНИЕ
I. СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УКРЕПЛЯТЬ И РАЗВИВАТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ. ДОКЛАД ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОГО СОЮЗА
РЕКТОРОВ РЕКТОРА МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА АКАДЕМИКА В. А. САДОВНИЧЕГО НА СЪЕЗДЕ
РСР «О РАБОТЕ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ И О ЗАДАЧАХ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ» ..........5
ЕНДОВИЦКИЙ Д. А. СОТРУДНИЧЕСТВО С БИЗНЕС-СТРУКТУРАМИ – СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
РАБОТЫ ВУЗОВ .............................................................................................................................................................. 11
ВОРОНИНА И. Е., ЧУПАНДИНА Е. Е. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ .....................................................................................16
БОЧАРОВ В. Л., СТРОГОНОВА Л. Н. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ
ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ..................................................................................................................20
II. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
АЛЕКСЕЕВ С. В., ГОСТЕВ Р. Г. СПОРТИВНОЕ ПРАВО КАК НОВАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА, ОБЛАСТЬ
ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ................................................................................................25
ДРОНОВА Т. А., ДРОНОВ А. А. ОБРАЗ КАК ИНТЕГРАЛЬНО-КРЕАТИВНОЕ ЕДИНСТВО, ЕГО ОТЛИЧИЕ
ОТ МОДЕЛИ ....................................................................................................................................................................29
ЖАБАКОВА Т. В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ .............................................................................................................................................36
ЕВПЛОВА Е. В. ПРИМЕНЕНИЕ БЛИЦ-ИГР В ПРОЦЕССЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ........................40
ЕФИМОВА И. Н., МАКОВЕЙЧУК А. В. РОЛЬ МЕХАНИЗМА РАНЖИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЕДУЩЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В ГЛОБАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ..........................................................................................43
ИВАНАЙСКАЯ Т. Л. ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА .....48
КАЛУГИН Ю. Е., ЗУЙКОВА М. А. КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ .......................53
ЛОСЕВ А. С., КРУКОВСКАЯ А. В. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В РАМКАХ ФГОС ВПО ....................................................................................................................................................56
МАГОМЕДОВА Р. М. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРАМ
В ПРОЦЕССЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ ...................................................................................59
ОГОЛЬЦОВА Е. Г. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ .......................................................................................................................64
ПОБЕГАЙЛО И. В. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ...........................................................................................................................72
1
Стр.1
ПОТЮК И. Е. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ...............................................76
ПРОКУДИНА В. Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
КАК ПРЕДПОСЫЛКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ .......................................................................................................80
ПРОХОРОВА С. Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЙП-ТЕХНОЛОГИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ......................83
РЯБИНИНА Е. И., ЗОТОВА Е. Е., ПОНОМАРЕВА Н. И., ШВЕДОВ Г. И. НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА .................................................................87
СЕРЯКОВА С. Б. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ................92
СТЕРНИНА М. А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
РОССИИ ..........................................................................................................................................................................98
ФЕНЕНКО Н. А., ЩЕРБАКОВА М. В. РОЛЬ ЛЕТНЕЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ВГУ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ АБИТУРИЕНТА ........................................................................101
ШВАЛЁВА А. В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СИСТЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ .................................................................................107
III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ
ДОЛБИЛОВА Е. В., ТИТОВ В. Т. ОПЫТ РАБОТЫ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ЯЗЫКОВЫХ ЦЕНТРОВ
В ВУЗЕ ........................................................................................................................................................................... 113
IV. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГРИШАЕВ О. В. СОЗДАНИЕ СТАБИЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА ПО ИСТОРИИ В 1930-Е ГОДЫ........... 116
ЗАХАРОВА Е. Ю. ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ БОРОЗДИН И СТАНОВЛЕНИЕ АРХЕОЛОГИИ В ВОРОНЕЖСКОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ..................................................................................................................... 119
ТЕРЕЩЕНКО А. Г. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ .........................................................................................................................................123
V. РЕЦЕНЗИИ
БЕРЕЖНАЯ И. Ф., ВЬЮНОВА Н. И. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ (РЕЦ. НА КН.: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА :
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД : МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
(Г. ВОРОНЕЖ, 10–11 АПРЕЛЯ 2014 Г.) : В 2 Ч. / ПОД РЕД. И. Ф. БЕРЕЖНОЙ, С. В. ПОПОВОЙ. – ВОРОНЕЖ :
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВГУ, 2014. Ч. 1. – 296 С. Ч. 2. – 238 С.) ................................................................................128
ГРАЧЕВА Ж. В. ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ И ЧТЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА (РЕЦ. НА КН.: КНИГА В СОВРЕМЕННОМ
МИРЕ : ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ И ЧТЕНИЕ КАК ПРОБЛЕМА : МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ (Г. ВОРОНЕЖ, 25–27 ФЕВРАЛЯ 2014 Г. – ВОРОНЕЖ : ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2014. – 315 С.) .............................................................................................132
ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ ............................................................................................................................................137
2
Стр.2
I. СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
PROCEEDINGS
OF VORONEZH
STATE UNIVERSITY
ВЕСТНИК
Scientifi c Journal
SERIES: PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION
First published in 2000
Published quarterly
Series: Problems of Higher Education. 2014. № 3. July – September
ВГУ
CONTENTS
I. HIGHER EDUCATION STRATEGY
DEVELOPING UNIVERSITY COLLABORATION. THE REPOST OF THE RUSSIAN RECTORS’ UNION PRESIDENT,
RECTOR OF MOSCOW STATE UNIVERSITY, ACADEMICIAN V. A. SADOVNICHY «ON THE WORC OF THE RUSSIAN
RECTORS’ UNION AND ITS NEAR-TERM OUTLOOK» .........................................................................................5
ENDOVITSKIY D. A. COOPERATING WITH BUSINESS STRUCTURES – A STRATEGIC AREA OF A
UNIVERSITY’S ACTIVITIES ............................................................................................................................................ 11
VORONINA I. E., CHUPANDINA E. E. IMPLEMENTING FURTHER EDUCATION PROGRAMMES AT
VORONEZH STATE UNIVERSITY ...................................................................................................................................16
BOCHAROV V. L., STROGONOVA L. N. THE ISSUES OF ENVIRONMENTAL EDUCATION WITHIN THE
CONTEXT OF NATURAL SCIENCE ECOLOGIZATION .................................................................................................20
II. EDUCATIONAL PROCESS: THEORY AND PRACTICE
ALEKSEEV S. V., GOSTEV R. G. SPORTS LAW AS A NEW BRANCH OF LAW, A FIELD OF LEGAL SCIENCE,
AND A SUBJECT AREA ...................................................................................................................................................25
DRONOVA T. A., DRONOV A. A. THE ARTISTIC IMAGE AS AN INTEGRAL CREATIVE UNITY AND ITS
DIFFERENCE FROM A MODEL ......................................................................................................................................29
ZHABAKOVA T. V. PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS’ PERSONAL FULFILMENT IN THE PROCESS
OF EDUCATION ...............................................................................................................................................................36
EVPLOVA E. V. USING QUIZ GAMES IN ECONOMIC EDUCATION ............................................................................40
EFIMOVA I. N., MAKOVEYCHUK A. V. THE ROLE OF RANKING MECHANISMS AS A TOOL OF ENSURING
THE COMPETITIVE GROWTH OF A LEADING RESEARCH UNIVERSITY IN THE GLOBAL EDUCATIONAL
ENVIRONMENT ...............................................................................................................................................................43
IVANAISKAYA T. L. THE HUMANE TECHNOLOGIES OF ORGANIZING A UNIVERSITY’S EXTRA-CURRICULAR
PEDAGOGICAL ACTIVITIES ...........................................................................................................................................48
KALUGIN YU. E., ZUIKOVA M. A. THE CONCEPTS OF PROFESSIONAL SELF-EDUCATION ..................................53
LOSEV A. S., KRUKOVSKAYA A. V. THE KEY COMMUNICATIVE COMPETENCE ASPECTS WITHIN
THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR HIGHER PROFESSIONAL
EDUCATION .....................................................................................................................................................................56
MAGOMEDOVA R. M. THE REQUIREMENTS APPLICABLE TO ACADEMIC STAFFIN THE COURSE OF
MODERN UNIVERSITY DIVERSIFICATION ...................................................................................................................59
OGOLTSOVA E. G. THE PEDAGOGICAL MODEL OF MANAGING THE PROFESSIONAL EDUCATION
PROCESS AT AN ENGINEERING HIGHER EDUCATION INSTITUTION ......................................................................64
POBEGAILO I. V. THE CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT AT
THE INITIAL STAGE OF TEACHING ...............................................................................................................................72
3
Стр.3