Сельск я
школ
Главный редактор
Нина ЦЕЛИЩЕВА
Редакционная коллегия
Светлана Вишникина, кандидат
философских наук,
Марина Гурьянова,
доктор педагогических наук,
Нелли Ермолаева, заместитель
главного редактора,
заслуженный учитель школы РФ,
Алексей Кушнир, кандидат
психологических наук,
Галина Суворова, руководитель
лаборатории малочисленной школы
Института содержания и методов
обучения РАО, доктор педагогических
наук, профессор
Практический
журнал
руководителей
и учителей
сельских школ
Зарегистрирован
Комитетом Российской
Федерации по печати. <...> Свидетельство
№ 016124
от 21 мая 1997 г.
Журнал издаётся
совместно с лабораторией
малочисленной школы
Института содержания
и методов обучения
Российской академии
образования
Редакция
Ирина Зотова,
Любовь Кучмиёва
Вёрстка Александр Волхонский
© «Народное образование»
1
/
2015
Содержание
УПРАВЛЕНИЕ
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ:
ТРУД ДИРЕКТОРА
И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ <...> Воспитываем
патриотов
в стенах школы
и в социуме 27 <...> Знаменитые советские
педагоги<исследователи
начала XX века 44
УРОК В СЕЛЬСКОЙ
ШКОЛЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНИКИ,
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ <...> Проектирование
урока
в соответствии
с требованиями
стандарта 59
НАРОДНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ <...> Год мёда
и душистого
хмеля 64
Начальная школа
реализует требования
новых стандартов <...> <972<59<62
У П РА В Л Е Н И Е
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ:
Т Р У Д Д И Р Е К Т О РА
И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
Новая модель
оценки качества
образования
Надежда
Фомина,
кандидат
педагогических
наук
П
еред каждым руководителем встаёт каждодневный вопрос: как определить
эффективность деятельности учителя, её соответствие современным требо<
ваниям? <...> Но тогда возникает задача: каким
образом можно определить учебные
возможности ученика, если в арсенале
педагога<исследователя отсутствуют
точные измерительные инструменты
этого свойства? <...> Как выразить необходимые
нам свойства в виде конкретных мате<
матических величин с тем, чтобы про<
водить дальнейшие вычислительные
операции <...>
Сельская_школа_№1_2015.pdf
Сельск
школ
Главный редактор
Нина ЦЕЛИЩЕВА
Редакционная коллегия
Светлана Вишникина, кандидат
философских наук,
Марина Гурьянова,
доктор педагогических наук,
Нелли Ермолаева, заместитель
главного редактора,
Галина Суворова, руководитель
лаборатории малочисленной школы
Института содержания и методов
обучения РАО, доктор педагогических
наук, профессор
заслуженный учитель школы РФ,
Алексей Кушнир, кандидат
психологических наук,
Любовь Кучмиёва
Редакция
Ирина Зотова,
Вёрстка Александр Волхонский
© «Народное образование»
1
я
Практический
журнал
руководителей
и учителей
сельских школ
Зарегистрирован
Комитетом Российской
Федерации по печати.
Свидетельство
№ 016124
от 21 мая 1997 г.
Журнал издаётся
совместно с лабораторией
малочисленной школы
Института содержания
и методов обучения
Российской академии
образования
/ 2015
Стр.1
Содержание
УПРАВЛЕНИЕ
Н. Фомина.
Новая модель оценки
качества образования:
оценка результатов 3
Н. Лыскова.
Управление качеством
образования в школе 10
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ:
ВОСПИТАНИЕ
И САМОВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ
Л. Бизина.
Патриотическое
воспитание
младших
школьников 22
И. Кирсанова.
Воспитываем
патриотов
в стенах школы
и в социуме 27
М. Карлова.
«Трудные»
подростки:
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ:
ТРУД ДИРЕКТОРА
И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
ПРАВОСЛАВНАЯ
КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ
Игумен Киприан
(Ященко).
Ценностные основания
русской цивилизации 37
Наше наследие
С. Хижняков.
Знаменитые советские
педагогиисследователи
начала XX века 44
УРОК В СЕЛЬСКОЙ
ШКОЛЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНИКИ,
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Начальная школа
реализует требования
новых стандартов
как с ними работать? 33
М. Кузнецова.
Качество начального
образования, отвечающее
требованиям ФГОС:
оценка достижений
школьников 50
В. Гурова,
В. Сазонова.
Эффективность
образовательного
процесса в школе 55
Е. Власова.
Проектирование
урока
в соответствии
с требованиями
стандарта 59
НАРОДНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ
Л. Баранчикова.
Год мёда
и душистого
хмеля 64
Подписано в печать 02.02.2015. Формат 70х100/16. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Печ. л. 6,0. Усл. печ. л. 7,78. Тираж 1500 экз. Заказ № 5212
Учредители: С. Вишникина, В. Ермолаев, А. Кушнир, Н. Целищева.
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 3455200.
Email: narodnoe@narodnoe.org
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий.
Тел.: (495)9725962
Стр.2
УПРАВЛЕНИЕ
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ:
ТРУД ДИРЕКТОРА
И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ
Новая модель
оценки качества
образования Надежда
Фомина,
кандидат
педагогических
наук
П
еред каждым руководителем встаёт каждодневный вопрос: как определить
эффективность деятельности учителя, её соответствие современным требо
ваниям? Где найти механизм, который позволил бы чётко определить — это дей
ствительно состоявшийся педагог, несущий разумное, доброе, вечное, а деятель
ность этого педагога требует дальнейшего совершенствования?
В недавнем прошлом представление о том, что результаты учительского труда
можно измерить, ещё не сформировалось. Более того, считалось, что мы имеем де
ло со слабо формализуемой деятельностью, и кощунственной представлялась са
ма мысль о возможности педагогических измерений. Не было такого инструмента,
как ЕГЭ, не существовал институт стандартизированных тестов, а первый съезд
представителей квалиметрического направления в педагогике был оглушительно
разгромлен.
Теория качества даёт нам три важных направления на пути управления качест
вом и его совершенствования:
1. Создание условий;
2. Внедрение инноваций;
3. Оценка как способ выяснения отклонений от заданных свойств.
Знание этих трёх составляющих привело меня к мысли об изменении условий
(и этот процесс осуществлялся постоянно, каждый год радуя учеников новыми
компьютерами, игровой комнатой, тренажёрным залом и т.д.). Чтобы внедрить ин
новации, понадобились осмысление существующих новшеств, отбор необходи
мых, разработка, а затем внедрение собственных. Мы начали внедрение собствен
«Сельская школа» 1/2015
3
Стр.3