Наше наследие Знаменитые советские педагогиисследователи: опыт на все времена Предлагаем вниманию читателей очерк, повествующий о социальнопедагогических исследованиях и экспериментах в СССР 1920х–начала 1930 гг. <...> Именно тогда были разработаны важнейшие методологические основы социальнопедагогической науки и практики, восходящие к личностносредовым воздействиям, педагогике и педагогизации социальной среды, её рациональной организации и управления ею. <...> Плодотворным итогом социальнопедагогических исследований тех лет стали методики изучения и социализации формирующейся личности. <...> Сергей Хижняков, историк и публицист, старший научный со трудник Института социальной педагогики РАО В лихолетье 1918–1919 гг., когда «старорежимные» российские институты вос питания рушились, а новые, советские, ещё не сложились, расцвела «педаго гика двора» в виде самодеятельных детских и юношеских объединений. <...> Революционная задача формирования «человека нового типа» требовала пол ного разрыва с «консервативным» семейным воспитанием. <...> Однако этому противостояла иная стратегия, выразителями которой были авторитетные учёныепедагоги С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Н.Н. Иорданский, А.В. ЕвстигнеевБеляков. <...> Они считали необхо димым и впредь опираться на бесценные положительные начала в семье, исполь зовать лучшие традиции семейного воспитания, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений. <...> Не поддержал призывов к разрушению семьи и первый совет ский нарком просвещения А.В. Луначарский. <...> «Нам, социалистам, приходится ду мать не о том, как отнять детей у тех, которые стараются воспитать их в семье, а как 44 «Сельская школа» 1/2015 Сергей Хижняков. <...> Знаменитые советские педагогиисследователи. устроить тех, которые оказались за бор том семьи», — подчёркивал он, высту пая в ноябре 1918 г. в Петрограде. <...> Для таких детей, по мысли Луначар ского, надо готовить воспитателя осо бого плана. <...> ». Для борьбы <...>