16+
УДК 78(079)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-аналитический и научно-образовательный журнал
Издается с 2009 года
№ 4 (30) 2013
ПРОБЛЕМЫ
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
МУЗЫКИ
У Цзин Юй. Цитаты из китайской музыки в опере
Дж. Пуччини «Турандот».....................................................
Петри Э. К. Русский романс начала XIX века и немецкая
Lied im Volkston..............................................................
Артемова Е. Г. Духовно-музыкальные циклы
С. В. Панченко.......................................................................
Бояринцева А. А. Вокальное творчество Сергея Прокофьева:
к вопросу о жанрово-стилевом своеобразии.........................................................................................
Кудрявцева
Т. Е. Советская мифология в композиторском
творчестве....................................................................
Зароднюк О. М. Диалогичность как тип мышления в
инструментальных концертах Татьяны Сергеевой............
Гусева Е. С. О проявлении бинарности в музыковедческом
мышлении (на примере научных текстов отечественных
исследователей)....................................................
Денисов А. В. Математические методы в теории музыки
– эвристические возможности и перспективы..............
Никитенко О. Б. Узоры числа в акустике музыки...........
3
9
12
16
20
24
28
32
37
Сиднева Т. Б. Художественная практика и теоретическая
рефлексия музыкального постмодернизма: игра с
рубежами и пределами……………………………………. 40
ПРОБЛЕМЫ
МЕТОДИКИ И
ПЕДАГОГИКИ
МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ
ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Молчанова Т. О. Концепция модернизации системы
обучения в классе концертмейстерства и её структурный
алгоритм......................................................................
Ергиев И. Д.
Артистизм
исполнителяинструменталиста
как способ современной коммуникации
(сегмент коммуникативной системы)..........................
Зорина В. В. Грани художественной интерпретации музыкального
произведения (на примере протестантского
хорала “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ”).............................
Схиртладзе Б. Г. Гия Канчели и Джансуг Кахидзе:
«совместное творчество близких людей»...........................
Щикунова Т. Е. Пианист и его инструмент. К истории
диалога.................................................................................
РЕЦЕНЗИИ
Седов А. М. Об избранных статьях книги
В. П. Морозова «Резонансная техника пения и речи. Методики
мастеров»..................................................................
1
52
57
62
65
70
46
Стр.1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 2 (28) 2013
ACTUAL PROBLEMS
OF HIGH MUSICAL EDUCATION
Science-analytical and science-educational journal
Publishing since 2009
№ 4 (30) 2013
PROBLEMS
OF MUSICAL THEORY AND
HISTORY
U Tzin Yui. Quotes from Chinese music in J. Puccini’s
opera “Turandot”.....................................................................
Petri E. K. The Russian romance of the beginning of the
XIX century and the German Lied im Volkston…………….
Artemova E. G. Sacred musical cycles by S.V. Panchenko
………………………………………….................................
3
9
12
Boyarintzeva A. A. Sergey Prokofiev's vocal creativity: to
a question of a genre and style originality………………….. 16
Kudryavtseva T. E. Soviet mythology in composer’s
work......................................................................................... 20
Zarodnyuk O. M. Interlocution as a way of thinking in
Tatiana Sergeyeva’s instrumental concerts…………………. 24
Guseva E. S. On binary features manifestation in musicological
thinking (at the example of domestic researchers’
scientific texts)........................................................................
Denisov A. V. Mathematical methods in the theory of music
– heuristic opportunities and prospects...................................
Nikitenko O. B. Patterns of numbers in music acoustics.......
Sidneva T. B. Artistic practice and theoretical reflection of
musical postmodernism: play with boundaries and limits…..
METHODIC AND
PEDAGOGIC PROBLEMS OF
MUSICAL EDUCATION
PROBLEMS OF THEORY
AND HISTORY OF MUSICAL
PERFORMANCE
28
32
37
40
Molchanova T. О. Сonception of modernisation of educational
system in class of concertmaster practice and its structural
algorithm………………………………………………. 46
Yergiev I. D. Artistry of an instrumental performer as a way
of modern communication......................................................
Zorina V. V. The verges of artistic interpretation of a musical
piece (at the example of a Protestant choral “I call to
you, Lord Jesus Christ”)……………………………………..
52
57
Skhirtladze B. G. Gia Kancheli and Jansug Kahidze: “collective
creativity of close people”…………………………... 62
Shchikunova T. E. The pianist and his instrument. To the
history of the dialogue...........................................................
65
REVIEWS
Sedov A. M. About the selected articles from the book
“Resonance technique of singing and speech. Masters’
methods. Solo, choral singing, scenic speech” by V. P. Morozov…………………………………………………………
70
2
Стр.2
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
SUMMARY
U Tzin Yui. Quotes from Chinese music in J. Puccini’s opera “Turandot”. In the score of the opera
of J. Puccini "Turandot" the author finds nine quote themes from the Chinese music. Original classification
of the borrowed material with allocation of three groups of quote themes, and also the characteristic
of primary sources are given in the article.
Key words: Puccini, Turandot, Chinese music, folklore, quotes
Petri E. K. The Russian romance of the beginning of the XIX century and the German Lied im
Volkston. The article notes the similarity between the Russian romance of the beginning of XIX century
and the German Volkston, and names the general principles of the genre and the reasons for their borrowing.
Key
words: romance, the German school of composers, Russian composers, Lied im Volkston
Artemova E. G. Sacred musical cycles by S. V. Panchenko. The creativity of a talented Petersburg
composer S. V. Panchenko at the boundary of XIX–XX centuries is little known. His sacred musical
cycles, which have become an essential contribution to the treasury of Russian musical culture, are the
major part of his heritage as a composer. The author of the article first analyzes the music of these cycles
in the context of historical and theoretical problems of the New direction in Russian sacred music
which Panchenko’s creativity belongs to.
Key words: S. V. Panchenko, sacred music, cycles, chants, New direction
Boyarintzeva A. A. Sergey Prokofiev's vocal creativity: to a question of a genre and style originality.
The article is devoted to S. Prokofiev's vocal heritage. The author considers the principles of work of
the composer in this sphere. The article aims at reconstructing the image of an ideal "voice" inspiring
the composer.
Key words: S. Prokofiev, voice, vocal genres, opera, romance, theatre
Kudryavtseva T. E. Soviet mythology in composer’s work. The article shows the principles of Soviet
socialist mythology reflected in the major genres of music. The author raises a number of issues concerning
the doctrine of Socialist Realism features, the complexity of the relationship between art and the
state and evaluation of the artistic heritage of the Stalin era.
Key words: Soviet mythology, Socialisr Realism, mass singing, oratorio, cantata, symphony
Zarodnyuk O. M. Interlocution as a way of thinking in Tatiana Sergeyeva’s instrumental concerts.
Instrumental concerts of Tatiana Sergeyeva demonstrate interlocution both as the main feature of the
genre and the composer’s way of thinking. The article denotes characteristic approaches, ways of implementing
the interlocution principle at different levels of the musical script.
Key words: interlocution, the genre of a concert, Tatiana Sergeyeva
Guseva E. S. On binary features manifestation in musicological thinking (at the example of domestic
researchers’ scientific texts). In this article, the phenomenon of binarity is considered as a property
of musicological thinking. It singles out three forms of binary thinking manifestation in scientific musicological
texts. It aims at observation on binary isomorphism of thinking and material under research.
Key words: binarity, binary oppositions, musicological thinking, binary isomorphism
Denisov A. V. Mathematical methods in the theory of music – heuristic opportunities and prospects.
The article analyses the main tendencies of applying mathematical research methods for studying
the art of music. The author pays special attention to researching the opportunities and prospects of
developing the exact science methodology in musicology.
Key words: music language, music science, mathematical methods, heuristic opportunities
73
№ 4 (30) 2013
Стр.73
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 (30) 2013
Nikitenko O. B. Patterns of numbers in music acoustics. The article tackles one of the possible principles
of treatment of logical-acoustic (phonological) musical data in a formal way. The example of consonance
sounds shows the existence of mathematical basis, bringing together their numeric coefficients.
The latter, although only partially fitting in the arithmetic progression, meet the numeric ratios of overtones.
Consonance coefficients create a peculiar figure in the figurate number and have their own mathematical
logic, which brings them together.
Key words: music acoustics, consonance, numeric coefficients, matrix of consonance numbers,
figurate number, mathematical principle of a music system
Sidneva T. B. Artistic practice and theoretical reflection of musical postmodernism: play with
boundaries and limits. Musical practice and theoretical reflection of postmodernism are considered
from the perspective of dialogue-games with classical and non-classical traditions. It reveals the key
role in the creation boundary of the category of postmodern terminology tools. Borderline concepts
"deconstruction", "art language games", "rhizome", "simulacrum" and others fix a particular sensitivity
of music to the postmodern experience as a whole.
Key words: postmodernism, dialogue, game, border, music
Molchanova T. O. Conception of modernisation of educational system in class of concertmaster
practice and its structural algorithm. The article considers modern state of teaching the subject "class
of concertmaster practice" in high schools, analyses the defects in the teaching process and offers the
structural algorithm of solving the problem with clear determination of tasks for every branch of concertmaster
work.
Key words: pianist-concertmaster, teaching process, improvement of the training, revision of traditional
forms, narrow specialization
Yergiev I. D. Artistry of an instrumental performer as a way of modern communication. The article
claims that artistry is the most preferable way of passing the semantic concept of a music piece from
a performer to the listener, taking into account the evolution of the means and systems of mass communication.
Key
words: artistry, artistic communication, interlocution, sense, semantic configuration of artistry,
translation
Zorina V. V. The verges of artistic interpretation of a musical piece (at the example of a Protestant
choral «I call to you, Lord Jesus Christ»). The article is devoted to the artistic interpretation of the
original source, at the example of a Protestant chorale «Ich ruf 'zu dir, Herr Jesu Christ» (“I call to you,
Lord Jesus Christ”). It analyzes the basic principles of Bach’s treatment of the tune in the organ chorale
prelude in F minor (BWV 639) and piano transcriptions of this work by later writers such as F. Busoni,
W. Kempf, M. Reger. It reveals the historical and style multiple-layer composing and performing interpretation
of the original work.
Key words: Protestant chorale, chorale prelude, piano transcription, interpretation
Skhirtladze B. G. Gia Kancheli and Jansug Kahidze: “collective creativity of close people”. The
article aims at discovering a few points which make collective creativity of a composer Gia Kancheli
and a conductor Jansug Kahidze not a typical example of artistic collaboration characteristic of music.
Key words: Gia Kancheli, Jansug Kahidze, creative tandem, composer, conductor
74
Стр.74
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 (30) 2013
Shchikunova T. E. The pianist and his instrument. To the history of the dialogue. In the article the
author primarily touches upon the reminiscences of outstanding pianists not only of the XX century, but
also of earlier times. Moreover, the article analyses the literature, which is seldom quoted, connected
with the names of leading directors of piano companies, masters and piano-tuners.
Key words: pianism, instrument, Arthur Rubinstein, piano companies
Sedov A. M. About the selected articles from the book “Resonance technique of singing and
speech. Masters’ methods. Solo, choral singing, scenic speech” by V. P. Morozov. The author of the
review offers his comments to the materials of the book “Resonance technique of singing and speech.
Masters’ methods. Solo, choral singing, scenic speech”, published in 2013 (compiled by
V. P. Morozov).
Key words: V. P. Morozov, resonance technique, singing, speech, methods
75
Стр.75
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АВТОРЫ НОМЕРА
Артемова Евгения Георгиевна, кандидат искусствоведения, доцент Московского городского
педагогического университета
E-mail: e_art@mail.ru
Бояринцева Алевтина Анатольевна, кандидат искусствоведения, преподаватель Кемеровского
государственного университета культуры и искусств
E-mail: albora1980@gmail.com
Гусева Елена Семеновна, старший преподаватель кафедры истории культуры гуманитарного
факультета Новосибирского государственного университета, соискатель кафедры истории, философии
и искусствознания Новосибирской государственной консерватории (академии)
им. М. И. Глинки
E-mail: h2q@ngs.ru
Денисов Андрей Владимирович, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории
культуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
E-mail: nngk@mail.ru
Ергиев Иван Дмитриевич, кандидат искусствоведения, заслуженный артист Украины, зав. кафедрой
народных инструментов Одесской национальной музыкальной академии
им. А. В. Неждановой, профессор
E-mail: yergiyev_akk@mail.ru
Зароднюк Оксана Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки,
ученый секретарь Ученого совета Нижегородской государственной консерватории (академии)
им. М. И. Глинки
E-mail: o.k.s.a.n.a@inbox.ru
Зорина Виктория Валерьевна, аспирант кафедры музыковедения и музыкальной педагогики
Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
E-mail: savchuk1985@list.ru
Кудрявцева Татьяна Евгеньевна, аспирантка Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки
E-mail: nngk@mail.ru
Молчанова Татьяна Олеговна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры концертмейстерства
Львовской национальной музыкальной академии им. Н. Лысенко
E -mail: T.O.Molchanova@yandex.ua
Никитенко Оксана Борисовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального воспитания
и образования Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена, доцент
факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета
E-mail:
nikitenko-k@list.ru
Петри Эльвира Корнеевна, кандидат искусствоведения, заместитель директора по учебной работе
Арзамасского музыкального колледжа, заслуженный работник культуры РФ
E-mail: e.petri2011@yandex.ru
76
№ 4 (30) 2013
Стр.76
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 (30) 2013
Седов Андрей Михайлович, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист Бурятской
ССР, заведующий кафедрой сольного пения Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки, профессор
E-mail: nngk@mail.ru
Сиднева Татьяна Борисовна, кандидат философских наук, проректор по научной работе Нижегородской
государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, зав. кафедрой философии
и эстетики, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ
E-mail: tbsidneva@yandex.ru
Схиртладзе Борис Гелаевич, преподаватель кафедры оперной подготовки, оркестрового и
оперно-симфонического дирижирования, дирижер Государственного нижегородского русского
народного оркестра, ассистент-стажер Нижегородской государственной консерватории (академии)
им. М. И. Глинки
E-mail: boriscond@gmail.com
У Цзин Юй, преподаватель Академии музыки г. Шэньян (КНР), аспирант кафедры истории музыки
Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки
E-mail: wujingyu19830808@163.com
Щикунова Татьяна Евгеньевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкальной педагогики
и исполнительства, руководитель методического отдела Нижегородской государственной
консерватории (академии) им. М. И. Глинки
E-mail: shchikunova@yandex.ru
77
Стр.77
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 (30) 2013
Требования к рукописям статей, заявленных к публикации в журнале
«Актуальные проблемы высшего музыкального образования»
Редакционно-издательский совет Нижегородской консерватории принимает на рассмотрение
ранее не опубликованные статьи.
При решении о публикации учитываются актуальность и новизна темы, четкая постановка
исследуемой проблемы, логика ее решения, научная достоверность и обоснованность
положений. В статье должны быть представлены результаты исследования, сделаны соответствующие
выводы.
Редакционно-издательский совет сообщает автору о решении по поводу публикации в течение
трех месяцев со дня регистрации рукописи в отделе.
Для авторов статей – аспирантов и соискателей – объем рукописей не должен превышать
15 000 знаков, для кандидатов и докторов наук – 20 000 знаков.
Текст статьи должен быть тщательно выверен и отредактирован автором. Статьи с опечатками
и грамматическими ошибками не рассматриваются.
Правила оформления статьи:
Рукописи принимаются в печатном и электронном вариантах в виде текстового
файла в формате Word 2003 (шрифт 12, межстрочный интервал одинарный, поля со всех
сторон 2 см).
Оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным:
библиографические ссылки оформляются внутри текста ([1, с. 3], первая цифра – указатель
источника, который приводится в конце рукописи в разделе «Литература» в алфавитном
порядке), примечания (без применения автоматической функции «сноска») приводятся
в конце статьи перед списком литературы. Рукопись обязательно подписывается
автором (авторами) на каждой странице. Указывается дата.
К рукописи прилагаются:
Отдельным файлом: ФИО автора, название статьи, аннотация (200-250 знаков) и ключевые
слова (5-7) на русском и английском языках; сведения об авторе: ученые степень и звание,
должность и место работы, номера контактных телефонов, адрес электронной почты;
отзыв научного руководителя (для аспирантов и соискателей);
рецензия на статью, в которой дана характеристика новизны работы, определено качество
решения поставленных проблем;
выписка из протокола решения соответствующего структурного подразделения (кафедры,
отдела и т. п.).
Публикация платная (рукопись статьи направляется на редактирование и в печать после поступления
средств на счет консерватории по договору оказания услуг).
Подписка на журнал осуществляется в почтовых отделениях РФ: индекс в объединенном каталоге
«Пресса России» – 82885.
Материалы направлять по адресу: nngk.izdaniya@yandex.ru
603600, Нижний Новгород, ГСП-30,
ул. Пискунова, д. 40,
Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М. И. Глинки,
издательский отдел.
С электронной версией журнала можно ознакомиться на официальном сайте ННГК
www.nnovcons.ru
78
Стр.78
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 4 (30) 2013
Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки объявляет
конкурс на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава
в 2013-2014 уч. г.:
1. Секция физического воспитания и БЖ: старший преподаватель (физическая культура,
0,5 ставки).
Срок подачи заявлений от соискателей – 1 месяц со дня публикации.
Контактный телефон /факс – (831) 419 40 15
РЕКТОРАТ
79
Стр.79
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ISSN 2220–1769
Редакционный совет:
Э. Б. Фертельмейстер (председатель, главный редактор журнала, ректор Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки, профессор кафедры хорового дирижирования)
Т. Б. Сиднева (заместитель председателя, проректор по научной работе, зав. кафедрой философии и эстетики,
кандидат философских наук, профессор)
Т. Н. Левая (зав. кафедрой истории музыки, доктор искусствоведения, профессор)
В. Н. Сыров (зав. кафедрой теории музыки, доктор искусствоведения, профессор)
Б. С. Гецелев (зав. кафедрой композиции и инструментовки, профессор)
Р. А. Ульянова (проректор по учебной работе, зав. кафедрой фортепиано, кандидат искусствоведения, профессор)
А.
А. Евдокимова (кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки)
Т. Я. Железнова (декан факультета дополнительного образования и повышения квалификации, кандидат педагогических
наук, профессор кафедры музыкальной педагогики и исполнительства)
Т. Г. Бухарова (кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков)
Л. А. Зелексон (кандидат физико-математических наук, доцент кафедры музыкальной звукорежиссуры)
Е. В. Приданова (зав. аспирантурой, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки)
Т. Б. Суханова (зав. издательским отделом, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры музыкальной
педагогики и исполнительства)
О. М. Зароднюк (отв. секретарь, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки)
Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в
Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Компьютерная верстка Т. Б. Суханова
Корректор Л. А. Зелексон
Дизайн обложки Е. Н. Соловьев
Журнал зарегистрирован Министерством печати и массовой информации РФ
Рег. № ФС77-41738 от 20.08.2010
Распространяется во всех регионах России
Подписка по каталогам «Пресса России» (индекс 82885)
Издание включено в систему Российского индекса научного цитирования
(договор № 74-11/2010Р от 24.11.2010)
Адрес издателя и редакции:
603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40
ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная
консерватория (академия) им. М. И. Глинки»
Тел./факс (831) 419-40-56
Подписано в печать 11.11.2013. Формат 60 84/8.
Усл. печ. л. 9,3. Тираж 100 экз. Заказ № 16.
Отпечатано: ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная
консерватория (академия) им. М. И. Глинки».
603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40.
© Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2013
80
№ 4 (30) 2013
Стр.80