АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Зорина В. В., 2013 ГРАНИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОТЕСТАНТСКОГО ХОРАЛА “ICH RUF’ ZU DIR, HERR JESU CHRIST”) Статья посвящена проблеме художественной интерпретации первоисточника, рассматриваемой на примере протестантского хорала в “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ” («Взываю к тебе, Господи Иисусе Христе»). <...> Анализируются основные принципы обработки данного напева И. С. Бахом в органной хоральной прелюдии фа минор (BWV 639) и фортепианные транскрипции данного сочинения более поздними авторами – Ф. <...> Раскрывается историческая и стилевая многослойность композиторской и исполнительской интерпретации оригинального произведения. <...> Ключевые слова: протестантский хорал, хоральная прелюдия, фортепианная транскрипция, интерпретация В музыке, как и в других видах искусства, творческое освоение художественного произведения связано с избирательным прочтением композиторского текста. <...> Это позволяет говорить о многослойности художественной интерпретации музыкального опуса. <...> Один из феноменов такого рода – протестантский хорал, известный в Германии с XVI века. <...> Музыканты нередко обращались к этому жанру как к источнику вдохновения, создавая на основе мелодий протестантских хоралов оригинальные сочинения – от хоральных обработок для органа до электронных композиций. <...> Обладающий высоким религиозным смыслом, протестантский хорал вошел в церковный обиход в эпоху Реформации. <...> Он приблизил простого человека к богослужению посредством его участия в исполнении хоральных напевов. <...> Ярким примером может служить проникнутый уверенностью в победе хоральный напев “Ein' feste Burg ist unser Gott” («Твердыня наша – наш Господь»), слова и мелодию которого сочинил сам Лютер. <...> Позднее появилась более известная «Книжечка духовных песен» (“Geistlich Gesangk-Buchlein”), выпущенная в 1524 году Иоганном Вальте№ 4 (30) 2013 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ <...>