Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №4 (30) 2013

РУССКИЙ РОМАНС НАЧАЛА XIX ВЕКА И НЕМЕЦКАЯ LIED IM VOLKSTON (50,00 руб.)

0   0
Первый авторПетри
Страниц4
ID559019
АннотацияВ статье отмечается сходство русского романса начала XIX в. и немецкой Lied im Volkston, называются общие принципы жанра и причины заимствования
Петри, Э.К. РУССКИЙ РОМАНС НАЧАЛА XIX ВЕКА И НЕМЕЦКАЯ LIED IM VOLKSTON / Э.К. Петри // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2013 .— №4 (30) .— С. 9-12 .— URL: https://rucont.ru/efd/559019 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ © Петри Э. К., 2013 РУССКИЙ РОМАНС НАЧАЛА XIX ВЕКА И НЕМЕЦКАЯ LIED IM VOLKSTON В статье отмечается сходство русского романса начала XIX в. и немецкой Lied im Volkston, называются общие принципы жанра и причины заимствования. <...> Ключевые слова: романс, немецкая композиторская школа, русские композиторы, Lied im Volkslton Оценка русского романса начала XIX столетия, данная ему современниками, яснее всего выражена в понятии «варламовщина» (А. Н. Серов). <...> Приговор гласит, что это музыка дилетантская, и творения Алябьева, Гурилёва, Варламова «…совершенно ничтожны, слабы, бесцветны и бездарны» (В. В. Стасов). <...> А ведь были ещё Верстовский, Виельгорский, Яковлев и многие другие: жанр романса пользовался большой популярностью, занимая одно из ведущих мест в музыкальной культуре начала XIX века. <...> Несостоятельность столь суровой критики в наше время очевидна, и дилетантство этих композиторов имеет смысл поставить под сомнение: они проходили обучение у профессионалов – немецких композиторов, работавших в России, и в области романса выдерживали соперничество с европейскими авторами [4]. <...> Примером для русских композиторов служили произведения немецкой вокальной музыки. <...> Тем более что немецкие композиторы, жившие в России и составлявшие основу корпуса музыкальных педагогов, как правило, тоже писали романсы и песни на русские тексты, назовём некоторых: Раупах, Шольц, Маурер, Гельд, Гедике, Эрнст, Ромберг. <...> В своей диссертации М. Г. Долгушина приводит важное наблюдение, сделанное на основе анализа каталогов издательской фирмы Ленгольда: большинство романсов на русском языке в первой четверти XIX столетия написано иностранными композиторами [2]. <...> Популярность подобной музыки была достаточно высока: песни Раупаха, например, издавались на протяжении последнего десятилетия XVIII в. <...> Штёкль уверенно характеризует их как Lied im Volkston (песни в народном духе). <...> Некоторые из подобных сочинений немецких авторов <...>