Номер открывает обзорная статья, в которой Редактор Татьяна Баирампас рассматривается эволюция экспертных организаций в Европе и Америке и описываются основные направления их деятельности: образовательный аудит и консалтинг. <...> О важнейшем аспекте обеспечения внутренних гарантий качества экспертных организаций – обучении и развитии персонала – рассказывает Дуглас Блэксток, руководитель британского агентства QAA и активный участник мероприятий Европейской ассоциации по гарантиям качества в высшем образовании ENQA. <...> В рубрике «Инструментарий оценки «КО» собраны новые и архивные материалы, по которым можно составить представление о таких подходах к оценке качества образования, как оценка качества результатов обучения и бенчмаркинг. <...> Еще один тематический блок статей посвящен обеспечению внутренних гарантий качества в вузе. <...> В них освещаются теоретические и практические вопросы разработки и внедрения систем менеджмента качества образования: выбор стандартов, адаптация существующих моделей, применимость в образовательной сфере принципов управления качеством, распространенных в бизнес-среде, а также описываются примеры успешной имплементации СМК в университетах. <...> ИСТОРИЯ QA РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ. <...> Международные обязательства России, обусловленные вступлением страны в ВТО, предполагают применение практик проведения экспертиз качества образования, образовательного аудита, сформированных за рубежом в течение ряда десятилетий. <...> ВЗГЛЯД ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛОВ В СФЕРЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА. <...> 12 Профессионализация области оценки качества является одной из актуальных задач для Европейской ассоциации ENQA. <...> Дуглас Блэксток, председатель рабочей группы ENQA по развитию персонала, подготовил для читателей «КО» статью о текущих результатах работы ассоциации по формированию системы профессиональной подготовки сотрудников аккредитационных агентств. <...> ИНСТРУМЕНТАРИЙ <...>
Качество_образования_№3_2016.pdf
ИСТОРИЯ QA
РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ.........................................4
Экспертная деятельность является неотъемлемой частью образовательных
систем во всем мире. Международные обязательства
России, обусловленные вступлением страны в ВТО, предполагают
применение практик проведения экспертиз качества образования,
образовательного аудита, сформированных за рубежом в течение
ряда десятилетий. В настоящей статье рассмотрены этапы развития
экспертной деятельности в сфере качества образования
за рубежом и собрана информация о работе агентств по аудиту
качества образования в странах Европы и в США.
ВЗГЛЯД
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛОВ В СФЕРЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА...................12
Профессионализация области оценки качества является одной из актуальных задач
для Европейской ассоциации ENQA. Дуглас Блэксток, председатель рабочей группы
ENQA по развитию персонала, подготовил для читателей «КО» статью о текущих
результатах работы ассоциации по формированию системы профессиональной подготовки
сотрудников аккредитационных агентств.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ «КО»
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ........................16
Модернизация российской системы образования и присоединение
России к Болонскому процессу – два фактора, основной целью
которых стало повышение качества профессиональной подготовки
и обеспечение кадровой мобильности. Новые реалии потребовали
разработки принципиально новой системы оценки результатов
обучения.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ И ФАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ...................................19
Результаты обучения определяют не только содержание образовательных программ,
модулей и учебных курсов, но и учебный график, технологию и методики обучения,
процедуры и критерии оценивания, образовательную среду. Для организаций,
осуществляющих экспертизу качества профессионального образования, результаты
обучения являются основой оценки образовательных программ.
БЕНЧМАРКИНГ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ.........................................................................................................25
В настоящее время бенчмаркинг является общепризнанным и широко применяемым
инструментом управления: более 80% компаний по всему миру используют бенчмаркинг
для улучшения своей деятельности. В мировой системе образования такие
инструменты, как бенчмаркинг и бенчмарка, также получили широкое распространение.
ВОПРОСЫ
ТЕОРИИ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАК ПРЕДМЕТ И ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ.........................................................................................................30
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.2
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
СМК В ОБРАЗОВАНИИ: ВЫБОР СТАНДАРТОВ............................................................34
На страницах журнала «КО» уже не раз публиковались экспертные мнения о необходимости
трансформации СМК российских вузов в направлении использования европейских
стандартов обеспечения качества высшего образования ESG. Эта необходимость
помимо других причин обусловлена тем, что действие ESG распространяется и на
Россию как страну – участницу Болонского процесса.
Председатель
редакционного совета
Карл Донерт
Редактор
Татьяна Баирампас
Дизайн и верстка
Надежда Борлакова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА: ВАРИАТИВНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
НАСТРОЙКА..............................................................................................................37
Продолжая разговор о различных подходах к построению СМК в
образовательной организации, редакция предлагает вниманию
читателей материал, посвященный модели системы менеджмента
качества образования, разработанной агентством АККОРК с
учетом предыдущего положительного и отрицательного опыта
внедрения подобных систем в колледжах и вузах.
Корректор
Инна Кроль
Учредитель и издатель
АНО «АККОРК»
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ СМК....................................................................................40
По признанию многих экспертов, создание в вузе эффективной
системы менеджмента качества является одним из важных факторов
его конкурентоспособности как на национальном, так и
на международном уровне. При этом велика опасность вместо
системы, реально способствующей повышению качества в вузе,
получить громоздкий и затратный механизм, дающий лишь формальные
результаты.
Собственным опытом разработки и имплементации СМК и преодоления
сопутствующих проблем с читателями «КО» делятся
Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва
и Брянс кий государственный университет им. академика
И.Г.Петровского.
Подписной индекс 81787
в каталоге «Роспечать»
на 2013 год.
Почтовый адрес:
105005, Москва, ЦАО,
Спартаковская пл., д. 14,
стр. 4, оф. 4209
БЦ Central Street
Тел./факс: +7 (495) 663-93-47
www.edu-quality.ru.
E–mail:
info@edu-quality.ru
Тираж 10 000 экземпляров
МНЕНИЕ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И РЕАЛИЗАЦИЯ TQM: СТОЛКНОВЕНИЕ
С РЕАЛЬНОСТЬЮ......................................................................................................48
Цена свободная.
Свидетельство
о регистрации средств
массовой
информации
в Министерстве РФ
по делам печати,
телерадиовещания
и средств массовых
коммуникаций
ПИ № ФС77-41461
от 13.08.2010 г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОТ КАЧЕСТВА ПРОФОБРАЗОВАНИЯ ЗАВИСИТ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ СТРАНЫ............54
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТА
ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА ОТ СЛУЖБЫ «ГАРАНТ»........................................................58
Юристы отвечают на актуальные вопросы вузов, касающиеся
процессов реорганизации учебных заведений и перехода на профессиональные
стандарты, а также приводят примеры разрешения
спорных ситуаций, возникающих между работником, работодателем
и образовательной организацией, не имеющей лицензии или не
прошедшей аккредитацию.
При перепечатке
и цитировании материалов
ссылка на журнал
обязательна.
Редакция не несет
ответственности
за достоверность информации
в рекламных
объявлениях, а также
информации о мероприятиях,
предоставленной
их организаторами.
Мнение авторов может
не совпадать с мнением
редакции.
Редакция оставляет
за собой право последней
литературной правки.
Отпечатано в типографии
«Практика»
Стр.3