МНЕНИЕ Системы менеджмента качества и реализация TQM: столкновение с реальностью Принципы Всеобщего управления качеством доказали свою эффективность в бизнес-среде. <...> В сфере образования, несмотря на определенные ограничения, они также могут с успехом служить цели повышения конкурентоспособности учебного заведения. <...> Варвара Фокеева Несмотря на то что образовательная система в РФ движется в направлении целостной оценки эффективности высших учебных заведений, которая бы объединяла лицензирование, государственную и профессионально-общественную аккредитации, а также учитывала работу внутривузовских систем управления качеством образования, при ее детальном рассмотрении неизбежно приходится признать, что она во многом и, в частности, в вопросах перехода к современным концепциям качества находится на распутье, несмот48 КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАРТ 2016 ря на интеграцию в глобальное образовательное пространство. <...> Большая часть вузов России придерживается одного критерия – соответствия знаний выпускника государственным стандартам, а это подразумевает, что качество знания достигается лишь путем контроля «сверху», реальные же потребности рынка и новые тенденции спроса не учитываются. <...> Однако именно этот МНЕНИЕ подход обладает большим потенциалом, поскольку многие потребители будущих кадров, в том числе работодатели, ориентируются на заниженную оценку уровня специалистов, а сотрудничество с ними на пути «соответствия скрытым потребностям» и вовлечение их таким образом в процесс оценивания специалистов позволит им четче формулировать собственные ожидания. <...> «В России тема качества образования стала культовой. <...> Поэтому просто необходимо вовлечение работодателей в оценочные процедуры. <...> Сейчас многие руководители вузов ориентируются на международный опыт управления качеством, в частности на принципы Всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM), рассматриваемые в качестве базы для аккредитации <...>