Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской Академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 1 (64) 2016
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2016
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
А. А. Корольков
Б. О. Майер
В. И. Панарин
Н. Пелцова
И. А. Пфаненштиль
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
С. В. Иванова
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
В. В. Целищев
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
И. Сабо
А. Н. Чумаков
Н. М. Чуринов
C. Мендонса
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАО (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
доктор PhD по философии, профессор (Италия)
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ГЛОБАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ларионова Т. В. (Красноярск). Устойчивость региональных
образовательных систем ................................................................................................. 34
Наливайко Н. В. (Новосибирск), Ушаков П. В., Ушакова Е. В. (Барнаул).
Глобальный антропный кризис и ключевая роль образования
в судьбах мира ......................................................................................................................... 15
Черный Д. С. (Курган). Особенности информационного управления
в глобальном мире: истоки, механизмы и последствия .................................... 42
Борисенко И. Г., Яценко М. П. (Красноярск), Черных С. И. (Новосибирск).
Информационная политика в образовательной системе
как отражение проблем общества ......................................................................................... 51
Андронникова О. О. (Новосибирск). Геополитические аспекты
виктимных изменений образования ........................................................................... 60
РАЗДЕЛ II
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ушаков Д. В., Костюк В. Г. (Новосибирск). Кто вы и с кем,
будущие мастера русской культуры? .......................................................................... 70
Пфаненштиль И. А. (Красноярск). Особенности становления
евразийского вектора отечественного образования ............................................. 3
Стр.1
Покасова Е. В. (Новосибирск). Образование и поликультурный мир:
специфика России ................................................................................................................... 77
Журнал включен
Шиловцев А. В. (Екатеринбург). Проблема социальной безопасности
личности в системе современного образования .................................................... 82
Ивашевский С. Л. (Нижний Новгород). Политика памяти
в российском образовании ................................................................................................ 92
РАЗДЕЛ III
ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Турбовской Я. С. (Москва). Ленин: взгляд педагога ................................................. 102
Карпов А. О. (Москва). Античная онтология в образовании
для общества знаний ......................................................................................................... 113
РАЗДЕЛ IV
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Камашев С. В. (Новосибирск). Экономический аспект безопасности
образования современной России .............................................................................. 138
РАЗДЕЛ V
КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Маджуга А. Г., Синицина И. А., Асадуллина С. Х., Асадуллин Э. Ф.
Петров М. А. (Красноярск). Творчество как онтогносеологический базис
современного образования ............................................................................................ 161
(Стерлитамак). Фрактально-резонансный и квантовый подходы
как методология современного социально-гуманитарного знания ........ 145
Кравченко К. А., Шаляпин О. В. (Новосибирск). Методические особенности
обучения рисунку натюрморта в педагогическом вузе .................................. 195
Гранатов Г. Г. (Магнитогорск). Концепция дополнительности
при программировании проблемно-развивающего контроля
в процессе формирования у студентов профессиональнопедагогического
мышления .......................................................................................... 179
Медведев Л. Г. (Омск), Ломов С. П. (Москва). К вопросу
о композиционной грамоте ............................................................................................ 210
РАЗДЕЛ VI
ИНФОРМАЦИЯ
О книге Александра Запесоцкого «Культура: взгляд из России» ....................... 219
Стенограмма вебинара «Взаимоотношение экологии и образования
в современных условиях»................................................................................................ 221
Правила оформления статей для авторов и заявление
об этике публикаций и недобросовестной практике ....................................... 236
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Кравченко К. А., Головачева Н. П. (Омск). Современные тенденции
развития способов графического изображения
в академическом рисунке ................................................................................................ 202
Резников В. М. (Новосибирск). Методологический анализ проблем
применимости математики............................................................................................ 171
Цыцкун Т. А. (Новороссийск). Эффективное экономическое образование
как модернизационный базис ...................................................................................... 130
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Е. А. Бутина,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Н. А. Бутин
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. л. 22.7.
Уч.-изд. л. 24,4.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 43.
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION № 1 (64) 2016
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences,
Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2016
All rights reserved
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
A. A. Korol’kov
B. O. Mayer
V. I. Panarin
N. Pelcova
I. A. Pfanenshtil
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
S. V. Ivanova
O. N. Smolin
V. S. Stepin
V. V. Tselishchev
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
I. Sabau
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
S. Mendonça
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov)
Doctor of Economics Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Corresponding Member
of the Russian Academy of Education (Moscow)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Italy)
CONTENT
Part I. GLOBAL AND REGIONAL ASPECTS
OF THE MODERN EDUCATION DEVELOPMENT
Nalivayko N. V. (Novosibirsk), Ushakov P. V., Ushakova E. V. (Barnaul).
The global anthropic crisis and the key role of education
in the fate of the world............................................................................................................ 17
Larionova T. V. (Krasnoyarsk). Stability of regional educational systems ............. . 35
Chernyi D. S. (Kurgan). The features of information control in the global world:
origins, mechanisms and consequences .......................................................................... 43
Andronnikova O. O. (Novosibirsk). Geopolitical aspects of victimization-related
changes in education ............................................................................................................... 61
Borisenko I. G., Yatsenko M. P. (Krasnoyarsk), Chernykh S. I. (Novosibirsk).
Information policy in the education system as a reflection
of the society problems .......................................................................................................... 52
Part II. SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE PROBLEMS
OF DOMESTIC EDUCATION
Ushakov D. V., Kostyuk V. G. (Novosibirsk). Who are you and with whom,
the future masters of Russian culture?............................................................................. 71
Pfanenshtil I. A. (Krasnoyarsk). Features of formation of the euro-asian vector
of domestic education ................................................................................................................ 4
Стр.3
Pokasova E. V. (Novosibirsk). Education and the multicultural world:
the specificity of Russia ........................................................................................................... 78
PHILOSOPHY
Shilovtsev A. V. (Ekaterinburg). The problem of social security of the person
in the system of modern education .................................................................................... 83
Ivashevsky S. L. (Nizhny Novgorod). Politics of memory
in the Russian education......................................................................................................... 93
Part III. FROM THE HISTORY OF PHILOSOPHY OF EDUCATION
Turbovskoy Ya. S. (Moscow). Lenin: an educator’s view .............................................. 102
Karpov A. O. (Moscow). Antique ontology in education
for the knowledge society ................................................................................................... 114
Part IV. ECONOMIC PROBLEMS OF EDUCATION AND SOME ISSUES
OF ECONOMICS EDUCATION
Kamashev S. V. (Novosibirsk). Economic aspect of the education security
in modern Russia .................................................................................................................... 138
Tsytskun T. A. (Novorossiysk). Effective economics education
as a modernization basis ..................................................................................................... 131
Part V. SPECIFIC PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT
OF PEDAGOGICAL PROCESS IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Madzhuga A. G., Sinitsina I. A., Asadullina S. H., Asadullin E. F. (Sterlitamak).
Reznikov V. M. (Novosibirsk). Methodological analysis of the problems
of applicability of mathematics ......................................................................................... 172
Petrov M. A. (Krasnoyarsk). Creativity as an onto-gnoseological basis
of modern education ............................................................................................................. 162
Kravchenko K. A., Shalyapin O. V. (Novosibirsk). Methodical features
of training in still life drawing at the pedagogical university................................ 196
Granatov G. G. (Magnitogorsk). A concept of complementarity in programming
the problem and developmental control in forming the students' professional
pedagogical thinking ............................................................................................................. 180
Medvedev L. G. (Omsk), Lomov S. P. (Moscow). To the problem
of compositional literacy ..................................................................................................... 211
Kravchenko K. A. (Novosibirsk), Golovacheva N. P. (Omsk). Current trends
of development of the ways of graphic representation
in the academic drawing ...................................................................................................... 203
Part VI. INFORMATION
On Aleksandr Zapesotsky's book "Culture: a view from Russia" ................................. 219
Transcript of the webinar «The relationship of ecology and education
in modern conditions».......................................................................................................... 221
Formatting rules for authors and publication ethics
and malpractice statement ................................................................................................. 239
Fractal-resonance and quantum approaches as a methodology
of modern social-humanitarian knowledge ................................................................. 147
OF EDUCATION
№ 1 (64) 2016
The journal is included
in the list of the
leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editors
E. A. Butina,
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 22,7.
Publisher’s
sheets: 24,4.
Circulation
1000 issues.
Order № 43.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4