Карпов (Москва) Статья посвящена исследованию онтологического уровня феномена «образование», который формирует перспективы развития и культурное ядро жизни общества. <...> В качестве предпосылки исследования взяты положения М. Хайдеггера <...> относительно онтологических оснований современного образования и связи его осмысления с древнегреческой мыслью. <...> На основе анализа античной эпистемы деятельности (то есть системы представлений о формах и способах использования знания) эксплицированы принципы, определяющие онтологический горизонт развития современного образования. <...> Указана область мультисекторальной системы образования, которая сегодня становится приемником и носителем этих принципов. <...> Методологической основой проведенной научной работы является герменевтическое исследование первоисточников античности – произведений Ксенофонта, Платона, Аристотеля, результаты которого проецируются на современную образовательную ситуацию. <...> В качестве онтологических компонент такой проекции выступают принципы античного έχνη (лат. techne): соотнесение знания с миром реальных вещей, соединение теоретического понимания и практического искусства, ценностное опосредование деятельности через отношение к истине, творческое начало деятельности. <...> На основе анализа значений понятия античного techne показаны возможности расширенного понимания технологизации обучения и познания. <...> Рассмотрена перспектива развития парадигмальнодифференцированной системы современного образования как места порождения когнитивно-культурного разнообразия. <...> Дана характеристика деятельностной эпистемы локуса исследовательского образования, начальные идеи которой были сформулированы в трудах И. Канта <...> Показано, что в исследовательском образовании учебный технологизм становится метапонятием, за которым стоят: а) сложная инструментально-временная структура взаимосвязанных познавательных методов и методик обучения, основанная <...>