«Вестник Российского университета дружбы народов»:
В.М. Филиппов — председатель
Д.П. Билибин — заместитель председателя
Организационный комитет научного журнала
А.Ю. Абрамов, Т.М. Балыхина, В.В. Барабаш,
Л.Г. Воскресенский
Н.С. Кирабаев, Е.Б. Ланеев, В.Г. Плющиков,
Н.К. Пономарев, В.Ф. Понька, В.А. Цвык, Н.А. Черных,
В.Н. Шаронов, В.В. Якушев
С.А. Зарюто—ответственный секретарь
Редакционная коллегия
серии «Психология и педагогика»
КудиновС.И.
КрупновА.И.
МАНПО, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии
филологическогофакультетаРУДН—
—доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры
—докторпсихологическихнаук,профессор,действительныйчлен
главныйредакторсерии
социальной и дифференциальной психологии филологического факультета РУДН,
Заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член МАНПО
заместительглавногоредакторасерии
ответственныйсекретарьредколлегии
Новикова И.А.
Гагарин А.В.
—
— кандидат психологических наук, доцент, заместитель заве
дующего кафедрой социальной и дифференциальной психологии РУДН, член
корреспондентМАНПО —
—доктор педагогических наук, профессор, профессоркафедрыак
меологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ —
редколлегии
член
дований нарушений детского развития факультета психологии, отделения эпи
демиологии и здравоохранения Йельского университета (США) —
легии
ГригоренкоЕ.Л.—докторпсихологическихнаук,PhD,профессорЦентраиссле
член редкол
Деркач А.А.—доктор психологических наук, академик РАО, заведующий ка
федрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской
академиинародногохозяйстваигосударственнойслужбыприПрезидентеРФ —
членредколлегии
Рангелова Е.М.—доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
теории воспитания Софийского университета «Св. Климент Охридски», предсе
дательАссоциациипрофессоровславянскихстран(АПСС—APSC)(Болгария)—
членредколлегии
Такушьян Г.
Шейнов В.П.
низационнойпсихологииУниверситетаФордхем(США)—
—доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры
—PhD, профессор психологии и руководитель программы по орга
членредколлегии
психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей
школы(Беларусь)—
членредколлегии
Email: VestnikRUDNpsy@yandex.ru
Индекс журнала в каталоге подписных изданий
Агентства «Роспечать»—36432
ISSN 23131683
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2014
Члены организационного комитета:
, М.А. Давтян, А.П. Ефремов,
Уважаемые коллеги!
Российский университет дружбы народов (РУДН) приглашает Вас к со
трудничеству в научном журнале «Вестник РУДН».
«Вестник РУДН» публикует результаты фундаментальных и приклад
ных научных исследований в виде научных статей, аналитических и библи
ографических обзоров и научных сообщений. Тематическая направленность
определяется содержанием серий.
«Вестник РУДН» водх ит в перечень изданий, публикации в которых
учитываются Высшей аттестационной комиссией России (ВАК РФ) при за
щите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Научный журнал «Вестник РУДН» выходитв 20 тематических сериях.
Каждая ясери —4 номера в год.
Вы можете оформить подписку через агентство ОАО «Роспечать» в любом
почтовом отделении.
Серия
1 Вестник РУДН Серия «Инженерные исследования»
2 Вестник РУДН Серия «Математика. Информатика. Физика»
3 Вестник РУДН Серия «Информатизация образования»
4 Вестник РУДН Серия «Медицина»
5 Вестник РУДН Серия «Философия»
6 Вестник РУДН Серия «История России»
7 Вестник РУДН Серия «Международные отношения»
8 Вестник РУДН Серия «Социология»
9 Вестник РУДН Серия «Политология»
10 Вестник РУДН Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности»
13 Вестник РУДН Серия «Агрономия и животноводство»
14 Вестник РУДН Серия «Русский и иностранные языки и методика
их преподавания»
15 Вестник РУДН Серия «Экономика»
16 Вестник РУДН Серия «Лингвистика»
17 Вестник РУДН Серия «Литературоведение.Журналистика»
18 Вестник РУДН Серия «Психология и педагогика»
19 Вестник РУДН Серия «Всеобщая история»
20 Вестник РУДН Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика»
21 Вестник РУДН Серия «Государственное и муниципальное управление»
Индекс
по каталогу
«Роспечать»
18230
18235
18234
18233
18231
18232
20824
20826
20827
20829
11 Вестник РУДН Серия «Вопросы образования: языки и специальность» 20830
12 Вестник РУДН Серия «Юридические науки»
20831
36842
36433
36431
36436
36435
36432
37025
80555
70661
Материалы статей и вопросы по сотрудничеству следует направлять стро
го по адресу редакционной коллегии соответствующей серии.
Стр.2
ВЕСТНИК
Российского
университета
дружбы народов
Серия
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
2014, № 3
Серия издается с 2003 г.
Российский университет дружбы народов
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1993 г.
СОДЕРЖАНИЕ
К 75летию А.И. Крупнова и 30летию научной школы системных исследо
ваний личности в РУДН .............................................................................................
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Барабанщиков В.А., Жердев И.Ю. Можно ли увидеть выражение лица человека
во время быстрых движений глаз? ............................................................................... 8
Терехина Н.С., Сергиенко Е.А., Лекалов А.А. Особенности контроля поведения
людей разных профессий .............................................................................................
Беловол Е.В., Рушина М.А. Психологические особенности одаренности личности ....
Чудина Ю.А., Шляхта Д.А. Зрительное восприятие формы и цвета изображений .....
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Кудинов С.И., Кудинов С.С., Авдеев Н.П. Особенности самореализации студентов
с высоким уровнем настойчивости ........................................................................
Михайлова О.Б. Личностные и гендерные особенности ценностно-мотивационной
структуры инновационности .................................................................................
45
53
18
26
35
5
Стр.3
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2014, № 3
Журавлёва Л.А., Сумарокова В.А. Особенности доверия и недоверия у студентов
экономических вузов ....................................................................................................
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ И АДАПТАЦИИ
Крупнов А.И., Шептура А.В. Психологические различия в проявлении адаптивности
у различных групп иностранных студентов ......................................................
66
Каменева Г.Н., Рушина М.А., Анисимова Ю.Н. Специфика связей переменных
трудолюбия и социально-психологической адаптации у иностранных и российских
студентов ...................................................................................................................... 71
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Бовина И.Б. Образование в меняющемся мире: социально-психологическое измерение
проблемы ............................................................................................................
Гагарин А.В., Бехтер А.А. Развитие копинг-стратегий будущих психологов посредством
рефлексивных методов обучения ...............................................................
Санина Е.И., Алексанян Г.А. Создание информационной среды для организации
самостоятельной деятельности студентов СПО ..........................................................
78
Воронцова Т.В., Котова О.А. Педагогические концепции дошкольного образования
............................................................................................................................. 85
90
97
Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Организация обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы ........................... 102
НАШИ АВТОРЫ .....................................................................................................
109
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2014
© «Вестник Российского университета дружбы народов», 2014
60
Стр.4
BULLETIN
of Peoples’ Friendship
University
of Russia
Series
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS
2014, N 3
Series founded in 2003
Peoples’ Friendship University of Russia
SCIENTIFIC JOURNAL
Founded in 1993
CONTENTS
On the 75th Anniversary of A.I. Krupnov and 30 years of Scientific School of Per
sonality System Research at the PFUR ......................................................................
METHODOLOGICAL PROBLEMS
OF MODERN EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY
AND PSYCHOPHYSIOLOGY
Barabanschikov V.A., Zherdev I.Yu. Is it Possible to See a Human Facial Expression
during Rapid Eye Movements? .......................................................................................
Terekhina N.S., Sergienko E.A., Lekalov A.A. Behaviour Control Features in People
of Different Professions ..................................................................................................
Belovol E.V., Rushina M.A. Psychological Characteristics of Gifted Personality ...........
Chudina Yu.A., Shlyakhta D.A. Visual Perception of Differently Shaped and Colored
Stimuli ...........................................................................................................................
TOPICAL PROBLEMS
OF PERSONALITY PSYCHOLOGY
Kudinov S.I., Kudinov S.S., Avdeyev N.P. Features of Self-Realization in Students
with High Level of Persistence .......................................................................................
Mikhailova O.B. Personal and Gender Features of Value-Motivational Structure of Innovativeness
......................................................................................................................
45
53
3
8
18
26
35
5
Стр.5
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2014, № 3
Jouravleva L.A., Sumarokova V.A. Peculiarities of Trust and Distrust in Students of
Higher Schools of Economics .........................................................................................
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS
OF INTERCULTURAL COMMUNICATION
AND ADAPTATION
Krupnov A.I., Sheptura A.V. Differences in Manifestation of Adaptability in international
students .................................................................................................................
Kameneva G.N., Rushina M.A., Anisimova U.N. Specifics of Relationships of Diligence
Variables and Socio-Psychological Adaptation in International And Russian Students
...............................................................................................................................
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL
PROBLEMS OF EDUCATION
Bovina I.B. Education in the Changing World: Social-Psychological Perspective ............
Vorontsova T.V., Kotova O.A. Pedagogical Concepts of Preschool Education ..............
Gagarin A.V., Bekhter A.A. Developing Coping Strategies in Would-Be Psychologists
by Employing Reflexive Methods in Education Process ..................................................
Sanina E.I., Alexanian G.A. Creating Information Environment to Organize Self-Study
Activity of SVE Students ................................................................................................
Volosovets T.V., Kutepova E.N. Organization of training students with disabilities
in the conditions of comprehensive school ......................................................................
OUR AUTHORS ........................................................................................................
78
85
90
97
102
109
© Peoples’ Friendship University of Russia, Publishing House, 2014
© «Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia», 2014
66
71
60
Стр.6