Беловол Кафедра психологии развития Московский педагогический государственный университет ул. <...> Малая Пироговская, 1-1, Москва, Россия, 119991 М.А. Рушина Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В данной работе представлены теоретические концепции одаренности личности. <...> Рассмотрены особенности диагностики одаренности как многоуровневой системы. <...> Предложена психометрическая модель выявления одаренности как личностного потенциала. <...> В настоящее время в науке существует множество различных теорий относительно природы возникновения одаренности, ее развития и диагностики. <...> Данная проблема связана с выделением соответствующих психологических переменных и показателей одаренности и она решается по-разному в зависимости от принимаемой автором теоретической концепции. <...> Целью диагностики может быть поиск талантливых людей (для участия в специальных программах или в рамках образовательного процесса) или диагностика в рамках консультирования. <...> Эта проблема связана с пониманием того, какая информация и какие измерительные инструменты необходимы для выявления одаренности. <...> Здесь важно знать, чем процессы переработки информации и стратегии принятия решения одаренных индивидов отличаются от их не одаренных сверстников, какова должна быть образовательная среда и социальное окружение. <...> В какой период или на какой стадии развития необходимо выявлять одаренных индивидов? <...> Следует отметить, что выдающиеся способности и достижения отдельной личности всегда привлекали вни26 Беловол Е.В., Рушина М.А. <...> Данный интерес находит свое отражение в народном творчестве (сказки, мифы, эпосы) и в работах ученых, которые являются представителями различных направлений (философия, теология, искусство, психология). <...> Зачастую выдающиеся способности человека связывались с его социальным статусом. <...> В рамках теологии выдающиеся способности <...>