КАЛЕНДАРЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ
Больше информации и событий в сфере образования — на сайте журнала http://obr.direktor.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА
Апрель 2016 года
На портале Правительства РФ опубликовано распоряжение о распределении
субсидий субъектам РФ на модернизацию образования в соответствии с
государственным образовательным стандартом. Согласно документу, субсидии
в размере 247,104 миллиона рублей распределяются между бюджетами 24
регионов.
http://direktoria.org/news/text/2034
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
Весна 2016 года
Утверждено расписание проведения единого государственного экзамена в
2016 году. Согласно документу, экзамены в этом году пройдут в два этапа:
досрочный (с 21 марта по 23 апреля) и основной (с 27 мая по 30 июня). В
Рособрнадзоре обращают внимание на то, что проведение ЕГЭ в февральские,
июльские и сентябрьские сроки не предусмотрено.
http://direktoria.org/news/text/2024
Всероссийские проверочные работы пройдут для учеников 4-х классов. 11 мая
они напишут диктант, 13 мая — вторую часть работы по русскому языку,
17 мая — ВПР по математике, 19 мая — проверочную работу по окружающему
миру. Участие школ в проведении ВПР в мае будет добровольным.
Заместитель главы Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе совещания с регионами
по подготовке к проведению Всероссийских проверочных работ заявил о том,
что ведомство не рекомендует школам использовать результаты ВПР, которые
будут проведены в мае, для выставления годовых отметок ученикам.
http://direktoria.org/news/text/2037
КАДРОВЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Март 2016 года
Стартовал конкурс «Директор школы — 2016». С этого года конкурс проводится
в рамках Федеральной целевой программы развития образования на
2016–2020 годы.Тема конкурса 2016 года: «Российская школа: векторы успеха».
Для участия в конкурсе руководителю общеобразовательной организации
необходимо с 15 марта по 15 апреля 2016 года загрузить материалы на сайте
http://konkurs.direktor.ru/ в личный кабинет. Тема конкурсного эссе: «Управленческий
компромисс: опыт поиска баланса желаемого и возможного».
http://direktoria.org/news/text/2031
МЕТОДИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
Апрель 2016 года
13 апреля 2016 г. в 75-м павильоне ВДНХ стартовал Московский международный
салон образования (ММСО-2016), организованный Министерством
образования и науки Российской Федерации. На протяжении 4 дней — до
16 апреля — в рамках Салона выступило около тысячи экспертов со всей
России и из-за рубежа, прошло более 400 мероприятий в 18 залах, организована
большая открытая программа и выставка на 20 тысячах кв. м.
http://минобрнауки.рф/новости/8133
Стр.2
ЗАЧЕМ МЫ ЖИВЕМ И РАБОТАЕМ?
…Интересно, что понятие «смысл жизни» в европейской
экзистенциальной психологии появилось
примерно в XIX веке. В японском языке
примерно с XIV века существует аналогичное
этому понятие «икигай», означающее ощущение
собственного предназначения в жизни. Поговорим
об этом.
Немного изменим кочующую от сайта
к сайту классическую схему понимания
того, что такое «икигай», и разделим все,
что происходит в нашей жизни (как и в
работе), на четыре категории:
1. То, что мы умеем делать.
2. То, что мы любим делать.
3. То, что нужно другим людям.
4. То, что нам трудно, но важно делать.
Если каждую из этих категорий изобразить
в виде круга, то станет понятно,
что эти круги пересекаются.
Например, что-то из того, что мы любим делать,
нужно другим людям, а что-то — нет. При этом
будет и та часть, где эти категории совпадают.
Значит, если нарисовать все четыре круга на одном
рисунке, получится примерно такая схема.
По сути, к каждому событию в своей жизни
можно задать четыре вопроса: Я умею это? Я
люблю это? Это нужно другим? Мне трудно это,
но я понимаю, как это важно?
И в зависимости от того, как мы отвечаем на эти
вопросы, каждое событие можно отнести к тому
или иному виду на схеме.
— Есть что-то, что мы умеем и любим делать,
но это никому не нужно и не требует от нас особого
труда. Можно увидеть в этом некое хобби.
Скорее всего, мы сможем, занимаясь этим, получить
много результатов, но эти результаты не
будут востребованы.
— Или другой вариант — есть то, что вы умеете,
и это важно делать для вас, но трудно, вы не
любите это делать, и это по большому счету не
1
Живешь
насыщенно,
но не нужен
никому
Умею
Все есть, только
хотеть нечего (не
развиваешься)
Люблю
Много
невостребованных
результатов
Икигай
Ты
крут,
но вымотан
Много
внутренней
работы,
мало
результатов
Трудно,
но важно
Живешь ярко,
содержательно,
но не своей жизнью
нужно никому, кроме вас. Тогда, возможно, у вас
будет ощущение, что вы очень профессиональны,
но при этом, не получая признания, вы будете
чувствовать себя вымотанным.
Посмотрите на эту схему сами. Что происходит с
вами, например, когда вы делаете то, что важно
другим, и то, что вы не любите сами, или то, что
вам трудно и важно, но то, что вы не умеете?
Идея в том, чтобы мы могли находить такое дело,
про которое мы можем сказать: я это люблю,
я это умею, это нужно другим и мне трудно, но
важно это делать. Тогда, возможно, мы будем
лучше чувствовать свой икигай.
Кстати, японские исследования показывают,
что те, у кого икигай есть, живут дольше. Удачи!
Шиварев Павел,
главный редактор
Журнал руководителя управления образованием 4/2016
Легко,
ресурсно, но
непрофессионально
Нужно
другим
Живешь
интересно,
но
«жертв много»
Стр.3
Журнал руководителя управления образованием
Колонка
редактора
от первого лица
Образовательная
политика
Экономика
и право
Оценка
качества
Кадровый
менеджмент
Практика
управления
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор
П.В. Шиварев
Ответственный секретарь
М.Г. Драмбян
2
Зачем мы живем и работаем?................................................................ 1
Откуда растут объемы школьной отчетности? .................................... 4
Интервью с А. Бермусом
Практика разработки муниципальных стратегий развития
образования: методический аспект .................................................... 12
Блинов Г. Н., Криштофик И. С.
Является ли ФГОС панацеей от всех проблем школы? ...................... 20
Пивоваров А. А.
Закупки иностранного ПО. Как действовать государственному
учреждению? ......................................................................................... 28
Маницкая Е. О.
Практические аспекты контрольно-надзорной деятельности
в отношении ОМС в сфере образования ............................................. 31
Батанова М. А.
Основные подходы к управлению качеством образования
в Забайкальском крае ........................................................................... 34
Скиданова Л. А., Судакова А. А.
Рождественские педагогические чтения:
из опыта организации и проведения ................................................. 43
Худоногова Я. И.
Готовность старшеклассников к профессиональному
самоопределению. Модель исследования .......................................... 50
Имакаев В. Р., Вихман А.А., Попов А.Ю.
К вопросу о профориентации школьников ........................................ 58
ДИЗАЙН И ВЕРСТКА
Технический редактор
Е.С. Воронова
Макет
А.В. Наровлянский,
Е.С. Воронова
Обложка
Е. Чистякова
Корректоры
Д.П.Рысаков,
Г.В. Яковлева
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ
«Ïðåññà Ðîññèè» — 74341
«Ðîñïå÷àòü» — 74341
«ÌÀÏ» — 16526
Редакционная подписка
(495) 710-30-01
shop@direktor.ru
Татьяна Доронина
АДРЕС ДЛЯ ПИСЕМ
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99
ТЕЛЕФОН (495) 710-30-01
E-MAIL obr@direktor.ru
WEB-ÑÀÉÒ
http://obr.direktor.ru
Журнал руководителя управления образованием 4/2016
Стр.4
http://obr.direktor.ru
Тугускина Г. Н.
Кадровый прогноз как основа заказа на подготовку кадров
в профессиональном образовании ..................................................... 62
Алашеев С. Ю.
Методическое
СОПРОВОЖДЕНИЕ
Полезная
информация
ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРАХ
юридическая
консультация
Командировочные расходы ................................................................. 47
Косарева А.
Организационные основы функционирования методической
службы на муниципальном уровне ..................................................... 70
Васина О. С.
Номенклатура дел муниципальной методической службы ............. 77
Система образования в 2015/2016 учебном году ............................... 24
№4/2016
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ — ООО «Издательская фирма “Сентябрь”». Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, рег. ПИ ¹ ФС 77–61072. КОМПЬЮТЕРНЫЙ НАБОР И ВЕРСТКА: ООО «Издательская фирма “Сентябрь”».
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99. ОТПЕЧАТАНО в ОАО «Ïåðâàÿ Образцовая òèïîãðàôèÿ». Филиал «Чеховский Печатный Äâîð», 142300, Московская îáëàñòü,
ã. ×åõîâ, óë. Полиграфистов, ä.1
Формат 84õ108 1/16.
Óñë. ïå÷. ë. 10. Ó÷.-èçä. ë. 9,6.
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Тираж 310 ýêç.
Заказ ¹
© «Æóðíàë руководителя управления îáðàçîâàíèåì», 2016 © ООО «Издательская фирма “Ñåíòÿáðü”», 20156
Сдано в набор 02.03.2016.
Подписано в печать 25.03.2016.
При перепечатке материалов письменное согласие редакции и ссылка на «Журнал руководителя управления образованием» обязательны.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
3
Журнал руководителя управления образованием 4/2016
Стр.5