Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела кадровой политики Министерства образования,
науки и инновационной политики
области
Новосибирской
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Р. С. Бозиев, д-р пед. наук, проф., гл. ред. журнала «Педагогика»,
г. Москва
Е. В. Бондаревская, д-р пед. наук, проф., академик РАО,
зав. каф. педагогики Педагогического института Южного
федерального университета, г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по
информационным технологиям МПГУ, и.о. зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального
образования МПГУ
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
А. А. Корольков, д-р филос. наук, академик РАО, зав. каф.
философской антропологии и истории философии РГПУ
им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей школы,
г. Санкт-Петербург
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра
исследований инновационной деятельности в профессиональном
образовании Кузбасского регионального
института развития профессионального образования,
г. Кемерово
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент,
ведущ. науч. сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Лилия Виниченко
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 27.04.15. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 16,7. Заказ № 18. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2015
Ю. В. Сенько, д-р пед. наук, проф., академик РАО, проф.
каф. педагогики высшей школы информационных
образовательных технологий АлтГУ
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф.
начального образования НИПКиПРО, почетный работник
общего образования РФ
ФГУ «Сибирское
отделение»
РАО,
Д. И. Фельдштейн, д-р психол. наук, проф., вице-президент
РАО, академик РАО, г. Москва
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
А. И. Таюрский, д-р эконом. наук, проф., академик РАО,
председатель
г. Красноярск
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Готов ли учитель
сотрудничать с одаренными детьми?
Рассматривая готовность учителя к работе с одаренными
детьми, мы не будем сейчас обсуждать детей, одаренных в
спорте, изобразительном искусстве, сценической деятельности.
Хотя это очень важно, требует особого рассмотрения и может
очень серьезно влиять на учебно-воспитательный процесс
в школе.
Нас будет интересовать одаренность, связанная с овладением
основами наук. В нынешних условиях, когда учителя говорят
об одаренности детей, они в подавляющем большинстве
имеют в виду ярко выраженную способность учиться, легко усваивать
предлагаемый им учебный материал. С такими детьми
легко работать учителю, родители радуются отсутствию проблем
в отношениях со школой при обучении этих детей. Такую
одаренность нередко называют академической (от слов «академическая успеваемость»).
Но ведь есть школьники, отличающиеся особой (назовем ее интеллектуальной) одаренностью,
заключающейся в способности мыслить не так, как подается в источниках информации,
но при этом получать правильный результат; в способности анализировать, сравнивать, видеть
главное, формулировать прогнозы (гипотезы) и т. д. Такие дети часто в ходе учебного процесса непредсказуемы,
могут заранее запланированный урок направить в другое содержательно-информационное
русло, что приветствуется далеко не всеми учителями. Да и готов ли профессионально
учитель к таким сценариям? Поэтому такие дети нередко остаются непонятыми, им неуютно
в школе. Со временем, не найдя приложения своим способностям, такой учащийся замыкается,
мало общается с товарищами по школе, теряет интерес к познанию.
Интеллектуальная одаренность по своему уровню выше, чем академическая, и для социума
более востребована, но окружающая среда (и особенно школа) должна быть готова к взаимодействию
с ребенком — носителем интеллектуального уровня одаренности. Понятно, что такие дети
должны в предметном обучении переводиться на индивидуальные планы с элементами серьезных
исследовательских проектов и с непременной их публикацией, общественным признанием
хотя бы на уровне школы.
Детей с академической одаренностью тоже необходимо развивать, формируя у них исследовательские
способности. Известны частые случаи перехода детей из уровня академической одаренности
на интеллектуальный уровень. Многое зависит от учителя.
К такой деятельности учителей необходимо готовить с первых курсов обучения в педвузе, ставя
в условия, в которых должен обучаться интеллектуально одаренный ученик. Для этого процесс
подготовки учителей должен кардинально измениться.
Известное выражение «Одаренным детям — одаренных учителей» по своей сути является непреходящем
и единственно верным.
Стр.2